| Источник

С незапамятных времен люди сооружали лабиринты. Они существовали в сотнях и даже тысячах геометрических вариаций — инки, сооружали из камней или строили стены, выполняя определенный магический рисунок.  Вспомните греческие мифы, в которых рассказывается о Кносском дворце на острове Крит! А может, лабиринт — это вовсе и не лабиринт, а, например, символика какого-то определенного действа — например, танца? Бесспорно, этот древний магический символ имел особое значение. Тогда в чем оно заключалось?   Увы, сегодня ответить на этот вопрос с достаточной долей уверенности не представляется возможным. Догадок, предположений и даже научно обоснованных теорий множество, но все они с великим натягом могут считаться ключом к разгадке тайны. Обязательно находится скептик, который развенчивает красивую идею, предлагая свою, — не менее интересную и, как всегда, субъективно аргументированную.  На острове Сардиния — Лудзанас, в испанской Галисии — Понтеведра, в английском Корнуолле — Тинтаджель, в Шалон-сюр-Марне — во французском монастыре Всех Святых, в церкви Сибо — близ Хельсинки, на острове Суматра — в королевском дворце Перматанг-Пурбе, в Центральной Индии — Тикла в районе Гвалиора — здесь и во многих других местах в то или иное время создавались лабиринты. Это нам они кажутся какими-то сложными и замысловатыми. На самом же деле в их основе лежит простой, но в то же время строгий принцип, собственно, и трансформирующий сооружение или рисунок в лабиринт.  Если спросить у любого нашего современника, что такое лабиринт, то ответ наверняка будет такой: лабиринт — это сложная путаница ходов. Однако в пралабиринте — прадедушке всех лабиринтов — нет ничего подобного. Заблудиться в нем невозможно, поскольку нет ни перекрестков, ни развилок. Начиная со входа, путь неизбежно ведет к центру. Уместно возникает вопрос: а лабиринт ли это вообще? Ответить на него не так просто.  В чем смысл понятия "лабиринт", которым пользовался Геродот, говоря о сложном и запутанном архитектурном сооружении? И что было главным в сооружении: красота или путаница? Древние греки (в Греции, как считается, хотя этот факт и оспариваемый, впервые и появился лабиринт) обозначали им и то, и другое. Правда, есть основания полагать, что эта фигура была известна людям давно — так, в местечке Лудзанас на острове Сардиния на одной из скал высечен пралабиринт, датируемый III тысячелетием до н.э. Плутарх — греческий философ и биограф, живший в конце I века, сообщает нам, что в легенде, в которой Тезей освободил Крит от Минотавра (человека-быка), явно просматривает связь с лабиринтом. Правда, жил этот мудрый человек как минимум через тысячу лет после минойской эпохи, где, вообще-то, и разворачиваются легендарные события, поэтому наверняка он что-то приврал, напутал и приукрасил — по крайней мере, сегодня ни один археолог, как ни искал, не сумел обнаружить на Крите развалин хотя бы отдаленно напоминающие лабиринт.   Впрочем, в древних источниках лабиринт называется не иначе как "хорос", то есть "круг". Однако это понятие можно трактовать по разному — не только как форму здания-цирка но и как форму движения, "хоровод". Не случайно в мифах повествуется о том, что Дедал, научивший людей летать, построил этот самый лабиринт на острове Крит для дочери царя Миноса Ариадны. Это уже у Гомера в "Иллиаде". Там он повествует о пути, который есть не что иное как преодоление одного за другим концентрических ходов лабиринта, что по сути напоминает танцплощадку, где девушки обучались танцам, — и там, где были всего лишь размечены основные па. Может быть эта гипотеза не лишена смысла потому, что из все тех же мифов известно, что Тезей, выбравшись из лабиринта при помощи нити Ариадны, привез на остров Делос танец под названием "Геранос" (Журавлиный), движения которого повторяли ходы лабиринта.  Но это обстоятельство нисколько не приближает нас к истине и соответственно к решению загадки: зачем придуман символ лабиринта? Одно из предположений — первоначально его узор фиксировал движения ритуального танца. Так или иначе, но вскоре сам символ перекочевал в Европу, Индию, на Яву и Суматру... Но тут возникает другой вопрос: для того, чтобы символ стал востребованным другими народами нужно, чтобы он стал для них важным. Иначе зачем в своих святилищах воспроизводить чужие ритуалы? Какой от этого прок?!   Значит, лабиринт и связанный с ним танец — часть ритуала, а чему был посвящен сам ритуал? Ответа, увы, опять нет, хотя догадок предостаточно. Одна из них: лабиринт — первобытный символ плодородия. Особенно это мнение стало доминировать, когда в Галиции был найден наскальный рисунок лабиринта, под которым обнаружили изображение фаллоса. Другая теория: лабиринт — схема орбит Солнца и планет. Но самое интересное предположение, пожалуй, такое: лабиринт — магический символ некоего посвящения. Он якобы символизирует проникновение в иной мир, более совершенный, что ли по сравнению с нашим, а путь к центру — путь постижения, путь к познанию. Достигнув этого центра, "посвященный" возвращался обратно в свой мир. У многих архаичных народов, а в более поздние времена и в некоторых тайных обществах существовали подобные ритуалы, означавшие смерть и возрождение — то есть воскресение в конце времен. Так, для индейцев хопи лабиринт — символ духовного возрождения, мистического посвящения и спасения.  Понятно, почему его не было в иудаизме и в исламе. А вот в христианском мире наоборот, это важнейший мотив веры. Нет, не случайно во многих церквях Европы вплоть до XV века лабиринт служил важнейшим элементом интерьера, а до середины XVIII — элементом монастырских садов и парков. Изображение лабиринта помещалось обычно у самого входа, что как бы защищало данное место от проникновения злых духов.   Особенно много сохранилось лабиринтов в Скандинавских странах: в Швеции их около 300, в Норвегии — более 20, в Финляндии — 141, в Дании — 31. И на островах Северной Балтии их хватает. Но последним местом, где помнили «хоровод лабиринта», была, видимо, Страна Басков, где в районе От-Суль еще меньше ста лет назад на деревенских праздниках танцевали так называемую "Улитку", во время которой танцующие становились цепочкой и двигались, выполняя определенные "повороты" и "проходы". Цель этого танца-игры в том, чтобы, постепенно формируя узор, сбить вожака с толку, чтобы он "потерял нить" и, загнанный в угол, оказался внутри цепочки. Но и в то время уже никто не знал, откуда пошла эта традиция, и что она означала.  Англия  Эта земля вообще полна неразгаданных тайн. Взять, например, удивительную уффингтонскую "Белую лошадь" — пожалуй, один из самых знаменитых наскальных рисунков длиной 112 м. находится в 17 км от городка Суиндон. И таких рисунков, пусть несколько и меньше, в холмистой части Великобритании с избытком. Когда они возникли — загадка. Это так точно и не определили, но, как предполагают, где-то в эпоху железного века. Неподалеку от этих фигур находят непонятные земляные валы, предназначение которых — совсем темная история. Что это? Комплекс символов богов плодородия, укрепления или площадки для культовых церемонии? И почему эти фигуры тогда такие громадные, и видны они только с воздуха.   Рассказывают, что там, где британское шоссе Тидворд Роуд приближается к местечку Хангерфорд, многие водители часто видят молодую девушку на белом коне, которая медленно пересекает дорогу. Чертыхаясь, водители жмут на тормоза, резво открывают окошки, чтобы громко сказать одуревшей дамочке все, что о ней думают, но слова их застывают на устах потому, что юная леди буквально испаряется в воздухе. Ибо она привидение - бестелесный призрак, коим на Британских островах никого не удивишь. И этот призрак далеко не единственный из всадников-привидений или фантомов, как их еще называют. Белые кони частенько являются любителям легенд и пугливым обывателям, особенно в графстве Беркшир. Они едут преспокойно по каким-то своим делам, никого не трогают и так же загадочно, как и появились, исчезают. Но вернемся все-таки к уффингтонской "Белой лошади". Несомненно, она давно бы заросла травой, если бы не многовековой обычаи дотошных англичан поддерживать ее в первозданном виде — до сих пор эту лошадь реставрируют каждые семь лет в день летнего солнцестояния. Долгое время люди рядышком с Белой лошадью отмечали праздник Середины лета, но почему-то, вот уже 150 лет, этого не делают, но за лошадью приглядывают исправно. Определить точно возраст рисунка не берется никто. Называют V век до н.э. Но и это лишь гипотеза. Еще один рисунок, что вызывает у современников неподдельный интерес — "Вилмингтонский верзила", изображенный на холме Виндовер Хилл, что в графстве Суссекс. Его рост впечатляет — 77 м., и он по праву может считаться чуть ли не самым большим изображением человека на земле.  Похож на него, но несколько меньше росточком, другой великан — в местечке Серн Эббас. Там лежит Xолм Великана, на котором есть непонятные земляные валы, которые прежде, как уже отмечалось, представляли собой то ли крепость, то ли имели какое-то другое предназначение, а также здесь есть и меловой рисунок — на этот раз не лошадь, а огромное божество с дубиной в поднятой правой руке. Многие исследователи считают, что появление этого исполина связано с празднованием древнего культа плодородия. Так ли это на самом деле или нет доподлинно тоже неизвестно. Одним словом, сплошной "Черный квадрат" Малевича.И границу между научной догадкой и спекулятивными домыслами никто не определил. Ясно лишь, что гигантские наскальные рисунки Британии имели культовый характер и, по всей видимости, они были связаны с годичными циклами крестьянской жизни с молениями о плодородии, деторождении и урожае. Но почему тогда они такие большие, ведь во всей красе, как говорится, древние англосаксы их увидеть не могли? Может быть, тут дело в извечной их любви ко всякого рода нелепицам и преувеличениям? Кстати, подобная черта присуща этому народу и сегодня. Хотя такое объяснение кому-то может показаться малоубедительным. Но, как говорится, на вкус и цвет...  А вот еще одна загадка. В Ветхом Завете говорится, причем не раз и не два, что ходить нужно прямыми путями, никуда не уклоняясь. Как понимать эти высказывания? Определенно, что не только в переносном смысле. "Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, возвращайся в города твои" — явно звучит как топографическая ориентировка.  Еще совсем недавно многие народы, например индейцы и жители Уганды, имели правило: прокладывать любые пути только прямо. Следы таких древних путей можно увидеть в Южной Англии и в Уэльсе. Тут даже исторические памятники находятся на одной прямой. Почему наши предки определяли свои собственные прямые пути? Не были ли они своеобразными культовыми сооружениями? Но тогда кто и когда их проложил? Произошло это за сотни или тысячи лет до Рождества Христова? И случайно ли израильтяне в 980 г до н.э. перенесли свой религиозный центр с горы Гаризим в Иерусалим? Как считают некоторые историки, некогда эта гора служила ориентиром для определения направлений и расстояний, как позже Кааба в Мекке. Здесь находится знаменитый черный камень, на котором, согласно преданию, Авраам воздвиг "дом Божий". От знаковых святынь вели отсчет расстояний, а также определяли стороны света. Кстати, есть мнение, что и пирамида Хеопса была построена не только как святыня, но и как ориентир для геодезических измерений.  А библейские наставления, может статься, есть не что иное, как своего рода напоминание "деве Израилевой", которая не должна забывать о древних прямых дорогах, ведущих к городам предков.  Так, индейцы штата Техас прокладывали на земле особые линии, размечая их кучками камней, чтобы зафиксировать направление к источникам воды, отдаленным на много миль, а люди из племени чин, проживающие на границе Индии и Бирмы, всегда ходили только прямыми путями — даже если этот путь был крут и на первый взгляд вовсе непривлекателен. А некоторые племена, проживающие в Уганде, еще до недавних пор ходили своими прямыми путями со столь же завидным постоянством, как и римляне по построенным ими же дорогам.  Интересно, но многие средневековые замки и церкви возводились на тех же местах, где когда-то были древние языческие капища. И практически все из них связаны между собой прямыми дорогами, которые иногда обозначались "стоячими камнями", установленными еще раньше культовых камней менгиров, относящихся к эпохе мегалита. Некоторые ученые полагали, что уж в Англии, славящейся своим обилием исторических памятников, наверняка окажутся объекты, лежащие не на одной прямой. Ан нет, оказалось, что они ошиблись — несмотря на тщательные поиски, не было найдено ни одного древнего культового объекта, который лежал бы не на одной прямой.  Оказывается, древние землемеры находили пары таких природных объектов или подбирали в пару к объекту направление на какое-нибудь светило и по ним намечали свои линии. Дальше уже было делом техники — проложить тропы и дороги, которые независимо от рельефа местности всегда были идеально прямыми. Как правило, эти дороги соединяли места главных ярмарок и площадей для собраний.  Знаменитые "линии Наска" — изображения на почве одноименного пустынного плоскогорья в Перу — давно интригуют исследователей южноамериканских культур. Сухой климат долгие столетия хранит эти абсолютно прямые линии, геометрические узоры и стилизованные изображения зверей, врезанные когда-то в обожженную солнцем почву. Кто и почему создал эти наземные росписи? И зачем они вообще нужны в этой испепеленной солнцем местности? Некоторые романтично настроенные ученые натуры делают интригующие заявления: дескать, это навигационные знаки для древних астронавтов. Другие, более "приземленные субъекты", уверены в том, что это вовсе никакие не инопланетные площадки, а определенные формулы для астрономических наблюдений. И те, и другие уверены в своей правоте. И, как знать, может быть, все они ошибаются?!  А все началось с не таких уж далеких 30-х годов прошлого столетия, когда пустыней Наска между 14 и 15 градусами южной широты над скалистыми плато начали летать самолеты. Их пилоты сообщали о большом количестве разнообразных линий — и прямых, и зигзагообразных, и складывающихся в разнообразные узоры — они буквально были вычерчены на природном полотне высокогорной равнины.  Этими сообщениями заинтересовался историк Пол Косок из Лонг-Айлендского университета в Нью-Йорке, который сначала решил, что это оросительные каналы, проложенные какими-то древними индейскими племенами. Однако его предположению не суждено было сбыться: очень скоро Косак убедился, что увиденное им не имеет никакого отношения ни к оросительным каналам, ни к культуре инков. А обнаружил он врезанные в почву рисунки, такие огромные, что наблюдатель с поверхности земли не мог их охватить взглядом. Он тщательно измерил линии, составляющие один из рисунков, и перенес их на бумагу в сильно уменьшенном виде. Так перед его взором возникло стилизованное изображение птицы. Вечером, в день зимнего солнцестояния, (в южном полушарии это середина лета) — 21 декабря — он вместе с женой, которая в то время была вместе с ним, сделал еще одно значимое открытие: солнце зашло почти точно за концом одной из прямых линии, составляющих фигуру птицы. Позже таких линий на плато обнаружилось множество, что дало основание Косоку назвать это плато "самым большим в мире учебником астрономии".  Более полувека исследований дали определенные результаты — стало лучше понятно, как были созданы линии. Высокогорная равнина вымощена камнями, верхний слой которых покрыт черно-коричневым налетом "пустынного загара". Для того, чтобы создать линии, потемневшие камни убирали, обнажая слой желто-белой песчаной почвы под ними. Большинство расчищенных участков имеет форму четырехугольников с верхними и нижними линиями разной длины, а также треугольников и, весьма редко, — прямоугольников. Плюс ко всему прочему обнаружили еще около сорока силуэтов животных и других фигур. Почти все они находятся на окраине пампы над долиной Ингенио.  Несколько поколений ученых ломали голову над загадкой под названием "фигуры Наска". Но неожиданно нагрянула беда оттуда, откуда ее никто и не ждал — полчища туристов ринулись в Перу поглазеть на загадочные рисунки. Но просто поглазеть — этого мало. Сохранять в неприкосновенности линии стало еще труднее после того, как скандально известный Эрих фон Деникен опубликовал свои бестселлер "Колесница богов". Теперь наносимый ущерб стал прямо пропорционален количеству посетителей, которые считали своим долгом утащить камушек как реликвию.  Ну, а кому, скажите, не захочется прихватить сувенир с аэродрома инопланетян? Таким, по крайней мере, было мнение фон Деникена, которое всегда отличалось оригинальностью: "Если смотреть с высоты птичьего полета, то создается впечатление, что 37-мильная равнина Наска представляет собой аэродром". Он также считал, что линии "могли быть проведены в соответствии с инструкциями, полученными с воздушных аппаратов".  Нельзя отрицать разительное сходство между большими участками, расчищенными от камней, и взлетно-посадочными полосами, но как быть с длинными линиями: "Нечто, напоминающее ангары для самолетов в современном аэропорту". На самом деле, на фото — нога гигантской фигуры птицы, а ангары — незначительная часть гораздо более крупного силуэта и они слишком малы для любых самолетов. Правда, обычный обыватель, охваченный идеями уфолога, это вряд ли бы понял с первого взгляда.  Но люди всегда падки на самые абсурдные идеи — как ни странно, но в то, что трудно объяснить однозначно больше верится, особенно когда оно окружено ореолом таинственности. Пусть даже если эта таинственность носит явно напускной характер. Как бы там ни было, но даже самые матерые оптимисты, верящие в гипотезу фон Деникена, могут спать спокойно. Если, конечно, немного раскинут мозгами. Трудно представить, что цивилизации, способной совершать межзвездные вояжи нужны взлетно-посадочные полосы. Даже если бы на плато Наска садились космические корабли, то они, скорее всего, завязли бы в песке. В наше время, например, на плато могут садится лишь самые легкие самолеты, тогда как расчищенные участки — самые мягкие из за убранного слоя камней.  Если астронавтов фон Деникена и можно где найти, то только вне пределов плато Наска, хотя исключать возможность того, что линии наблюдались с большой высоты, исключать не стоит. Существует интересное исследование из области экспериментальной археологии, которое доказало, что древние жители плато Наска могли сооружать воздушные шары, наполненные горячим воздухом.  Конечно, выдвигать теорий и гипотез по поводу фигур Наска можно очень много, но наиболее вероятной из всех них все-таки кажется такая: основной целью вычерчивания линий и прочей "чертежной" деятельности древних перуанцев было, надо думать, расчет календаря. А тайну этих чертежей, возможно, можно раскрыть при помощи точного математического анализа их формы и размеров. Пока же этого сделать никому не удалось.  Что же касается того, почему обитатели Наска покинули плато примерно между 200-ми и 400-ми годами, увезя с собой все, что можно было увезти, даже деревянные подпорки для крыш, то, по мнению немецкого археолога Маркуса Реинделя, это могло произойти и из-за мощных ливней и наводнений, которые буквально обрушились на этот регион — сегодня этот природный катаклизм называют Эль Ниньо. На это указывают остатки слоев ила до пяти сантиметров, обнаруженные в жилищах.  В этом проглядывается какая-то горькая ирония судьбы: овеянная легендами и мифами, культура Наска, достигшая своего расцвета в одном из самых засушливых уголков Земли, в итоге оказалась смыта с лица земли водой!  Конечно, то, о чем шла речь выше — это всего лишь крошечный исторический пласт наследия древних времен. Неразгаданных тайн планеты великое множество. Скорее всего, большинство из них никогда так и не будут разгаданы. Хотя, как знать... Может быть совсем и неплохо, что мы постигаем действительность путем проб, ошибок и порой нелепых предположений, которые, в конечном итоге, приближают нас к познанию нашей сущности.С незапамятных времен люди сооружали лабиринты. Они существовали в сотнях и даже тысячах геометрических вариаций — инки, сооружали из камней или строили стены, выполняя определенный магический рисунок.

Вспомните греческие мифы, в которых рассказывается о Кносском дворце на острове Крит! А может, лабиринт — это вовсе и не лабиринт, а, например, символика какого-то определенного действа — например, танца? Бесспорно, этот древний магический символ имел особое значение. Тогда в чем оно заключалось?

Увы, сегодня ответить на этот вопрос с достаточной долей уверенности не представляется возможным. Догадок, предположений и даже научно обоснованных теорий множество, но все они с великим натягом могут считаться ключом к разгадке тайны. Обязательно находится скептик, который развенчивает красивую идею, предлагая свою, — не менее интересную и, как всегда, субъективно аргументированную.

На острове Сардиния — Лудзанас, в испанской Галисии — Понтеведра, в английском Корнуолле — Тинтаджель, в Шалон-сюр-Марне — во французском монастыре Всех Святых, в церкви Сибо — близ Хельсинки, на острове Суматра — в королевском дворце Перматанг-Пурбе, в Центральной Индии — Тикла в районе Гвалиора — здесь и во многих других местах в то или иное время создавались лабиринты. Это нам они кажутся какими-то сложными и замысловатыми. На самом же деле в их основе лежит простой, но в то же время строгий принцип, собственно, и трансформирующий сооружение или рисунок в лабиринт.

Если спросить у любого нашего современника, что такое лабиринт, то ответ наверняка будет такой: лабиринт — это сложная путаница ходов. Однако в пралабиринте — прадедушке всех лабиринтов — нет ничего подобного. Заблудиться в нем невозможно, поскольку нет ни перекрестков, ни развилок. Начиная со входа, путь неизбежно ведет к центру. Уместно возникает вопрос: а лабиринт ли это вообще? Ответить на него не так просто.
В чем смысл понятия «лабиринт», которым пользовался Геродот, говоря о сложном и запутанном архитектурном сооружении? И что было главным в сооружении: красота или путаница? Древние греки (в Греции, как считается, хотя этот факт и оспариваемый, впервые и появился лабиринт) обозначали им и то, и другое. Правда, есть основания полагать, что эта фигура была известна людям давно — так, в местечке Лудзанас на острове Сардиния на одной из скал высечен пралабиринт, датируемый III тысячелетием до н.э.
Плутарх — греческий философ и биограф, живший в конце I века, сообщает нам, что в легенде, в которой Тезей освободил Крит от Минотавра (человека-быка), явно просматривает связь с лабиринтом. Правда, жил этот мудрый человек как минимум через тысячу лет после минойской эпохи, где, вообще-то, и разворачиваются легендарные события, поэтому наверняка он что-то приврал, напутал и приукрасил — по крайней мере, сегодня ни один археолог, как ни искал, не сумел обнаружить на Крите развалин хотя бы отдаленно напоминающие лабиринт.

Впрочем, в древних источниках лабиринт называется не иначе как «хорос», то есть «круг». Однако это понятие можно трактовать по разному — не только как форму здания-цирка но и как форму движения, «хоровод». Не случайно в мифах повествуется о том, что Дедал, научивший людей летать, построил этот самый лабиринт на острове Крит для дочери царя Миноса Ариадны. Это уже у Гомера в «Иллиаде». Там он повествует о пути, который есть не что иное как преодоление одного за другим концентрических ходов лабиринта, что по сути напоминает танцплощадку, где девушки обучались танцам, — и там, где были всего лишь размечены основные па. Может быть эта гипотеза не лишена смысла потому, что из все тех же мифов известно, что Тезей, выбравшись из лабиринта при помощи нити Ариадны, привез на остров Делос танец под названием «Геранос» (Журавлиный), движения которого повторяли ходы лабиринта.

Но это обстоятельство нисколько не приближает нас к истине и соответственно к решению загадки: зачем придуман символ лабиринта? Одно из предположений — первоначально его узор фиксировал движения ритуального танца. Так или иначе, но вскоре сам символ перекочевал в Европу, Индию, на Яву и Суматру… Но тут возникает другой вопрос: для того, чтобы символ стал востребованным другими народами нужно, чтобы он стал для них важным. Иначе зачем в своих святилищах воспроизводить чужие ритуалы? Какой от этого прок?!

Значит, лабиринт и связанный с ним танец — часть ритуала, а чему был посвящен сам ритуал? Ответа, увы, опять нет, хотя догадок предостаточно. Одна из них: лабиринт — первобытный символ плодородия. Особенно это мнение стало доминировать, когда в Галиции был найден наскальный рисунок лабиринта, под которым обнаружили изображение фаллоса. Другая теория: лабиринт — схема орбит Солнца и планет. Но самое интересное предположение, пожалуй, такое: лабиринт — магический символ некоего посвящения. Он якобы символизирует проникновение в иной мир, более совершенный, что ли по сравнению с нашим, а путь к центру — путь постижения, путь к познанию. Достигнув этого центра, «посвященный» возвращался обратно в свой мир. У многих архаичных народов, а в более поздние времена и в некоторых тайных обществах существовали подобные ритуалы, означавшие смерть и возрождение — то есть воскресение в конце времен. Так, для индейцев хопи лабиринт — символ духовного возрождения, мистического посвящения и спасения.

Понятно, почему его не было в иудаизме и в исламе. А вот в христианском мире наоборот, это важнейший мотив веры. Нет, не случайно во многих церквях Европы вплоть до XV века лабиринт служил важнейшим элементом интерьера, а до середины XVIII — элементом монастырских садов и парков. Изображение лабиринта помещалось обычно у самого входа, что как бы защищало данное место от проникновения злых духов.

Особенно много сохранилось лабиринтов в Скандинавских странах: в Швеции их около 300, в Норвегии — более 20, в Финляндии — 141, в Дании — 31. И на островах Северной Балтии их хватает.
Но последним местом, где помнили «хоровод лабиринта», была, видимо, Страна Басков, где в районе От-Суль еще меньше ста лет назад на деревенских праздниках танцевали так называемую «Улитку», во время которой танцующие становились цепочкой и двигались, выполняя определенные «повороты» и «проходы». Цель этого танца-игры в том, чтобы, постепенно формируя узор, сбить вожака с толку, чтобы он «потерял нить» и, загнанный в угол, оказался внутри цепочки. Но и в то время уже никто не знал, откуда пошла эта традиция, и что она означала.

Англия
Эта земля вообще полна неразгаданных тайн. Взять, например, удивительную уффингтонскую «Белую лошадь» — пожалуй, один из самых знаменитых наскальных рисунков длиной 112 м. находится в 17 км от городка Суиндон. И таких рисунков, пусть несколько и меньше, в холмистой части Великобритании с избытком. Когда они возникли — загадка. Это так точно и не определили, но, как предполагают, где-то в эпоху железного века. Неподалеку от этих фигур находят непонятные земляные валы, предназначение которых — совсем темная история. Что это? Комплекс символов богов плодородия, укрепления или площадки для культовых церемонии? И почему эти фигуры тогда такие громадные, и видны они только с воздуха.

Рассказывают, что там, где британское шоссе Тидворд Роуд приближается к местечку Хангерфорд, многие водители часто видят молодую девушку на белом коне, которая медленно пересекает дорогу. Чертыхаясь, водители жмут на тормоза, резво открывают окошки, чтобы громко сказать одуревшей дамочке все, что о ней думают, но слова их застывают на устах потому, что юная леди буквально испаряется в воздухе. Ибо она привидение — бестелесный призрак, коим на Британских островах никого не удивишь.
И этот призрак далеко не единственный из всадников-привидений или фантомов, как их еще называют. Белые кони частенько являются любителям легенд и пугливым обывателям, особенно в графстве Беркшир. Они едут преспокойно по каким-то своим делам, никого не трогают и так же загадочно, как и появились, исчезают.
Но вернемся все-таки к уффингтонской «Белой лошади». Несомненно, она давно бы заросла травой, если бы не многовековой обычаи дотошных англичан поддерживать ее в первозданном виде — до сих пор эту лошадь реставрируют каждые семь лет в день летнего солнцестояния. Долгое время люди рядышком с Белой лошадью отмечали праздник Середины лета, но почему-то, вот уже 150 лет, этого не делают, но за лошадью приглядывают исправно. Определить точно возраст рисунка не берется никто. Называют V век до н.э. Но и это лишь гипотеза. Еще один рисунок, что вызывает у современников неподдельный интерес — «Вилмингтонский верзила», изображенный на холме Виндовер Хилл, что в графстве Суссекс. Его рост впечатляет — 77 м., и он по праву может считаться чуть ли не самым большим изображением человека на земле.

Похож на него, но несколько меньше росточком, другой великан — в местечке Серн Эббас. Там лежит Xолм Великана, на котором есть непонятные земляные валы, которые прежде, как уже отмечалось, представляли собой то ли крепость, то ли имели какое-то другое предназначение, а также здесь есть и меловой рисунок — на этот раз не лошадь, а огромное божество с дубиной в поднятой правой руке. Многие исследователи считают, что появление этого исполина связано с празднованием древнего культа плодородия. Так ли это на самом деле или нет доподлинно тоже неизвестно. Одним словом, сплошной «Черный квадрат» Малевича.И границу между научной догадкой и спекулятивными домыслами никто не определил. Ясно лишь, что гигантские наскальные рисунки Британии имели культовый характер и, по всей видимости, они были связаны с годичными циклами крестьянской жизни с молениями о плодородии, деторождении и урожае. Но почему тогда они такие большие, ведь во всей красе, как говорится, древние англосаксы их увидеть не могли? Может быть, тут дело в извечной их любви ко всякого рода нелепицам и преувеличениям? Кстати, подобная черта присуща этому народу и сегодня. Хотя такое объяснение кому-то может показаться малоубедительным. Но, как говорится, на вкус и цвет…

А вот еще одна загадка. В Ветхом Завете говорится, причем не раз и не два, что ходить нужно прямыми путями, никуда не уклоняясь. Как понимать эти высказывания? Определенно, что не только в переносном смысле. «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, возвращайся в города твои» — явно звучит как топографическая ориентировка.

Еще совсем недавно многие народы, например индейцы и жители Уганды, имели правило: прокладывать любые пути только прямо. Следы таких древних путей можно увидеть в Южной Англии и в Уэльсе. Тут даже исторические памятники находятся на одной прямой. Почему наши предки определяли свои собственные прямые пути? Не были ли они своеобразными культовыми сооружениями? Но тогда кто и когда их проложил? Произошло это за сотни или тысячи лет до Рождества Христова? И случайно ли израильтяне в 980 г до н.э. перенесли свой религиозный центр с горы Гаризим в Иерусалим? Как считают некоторые историки, некогда эта гора служила ориентиром для определения направлений и расстояний, как позже Кааба в Мекке. Здесь находится знаменитый черный камень, на котором, согласно преданию, Авраам воздвиг «дом Божий». От знаковых святынь вели отсчет расстояний, а также определяли стороны света. Кстати, есть мнение, что и пирамида Хеопса была построена не только как святыня, но и как ориентир для геодезических измерений.

А библейские наставления, может статься, есть не что иное, как своего рода напоминание «деве Израилевой», которая не должна забывать о древних прямых дорогах, ведущих к городам предков.

Так, индейцы штата Техас прокладывали на земле особые линии, размечая их кучками камней, чтобы зафиксировать направление к источникам воды, отдаленным на много миль, а люди из племени чин, проживающие на границе Индии и Бирмы, всегда ходили только прямыми путями — даже если этот путь был крут и на первый взгляд вовсе непривлекателен. А некоторые племена, проживающие в Уганде, еще до недавних пор ходили своими прямыми путями со столь же завидным постоянством, как и римляне по построенным ими же дорогам.

Интересно, но многие средневековые замки и церкви возводились на тех же местах, где когда-то были древние языческие капища. И практически все из них связаны между собой прямыми дорогами, которые иногда обозначались «стоячими камнями», установленными еще раньше культовых камней менгиров, относящихся к эпохе мегалита. Некоторые ученые полагали, что уж в Англии, славящейся своим обилием исторических памятников, наверняка окажутся объекты, лежащие не на одной прямой. Ан нет, оказалось, что они ошиблись — несмотря на тщательные поиски, не было найдено ни одного древнего культового объекта, который лежал бы не на одной прямой.

Оказывается, древние землемеры находили пары таких природных объектов или подбирали в пару к объекту направление на какое-нибудь светило и по ним намечали свои линии. Дальше уже было делом техники — проложить тропы и дороги, которые независимо от рельефа местности всегда были идеально прямыми. Как правило, эти дороги соединяли места главных ярмарок и площадей для собраний.

Знаменитые «линии Наска» — изображения на почве одноименного пустынного плоскогорья в Перу — давно интригуют исследователей южноамериканских культур. Сухой климат долгие столетия хранит эти абсолютно прямые линии, геометрические узоры и стилизованные изображения зверей, врезанные когда-то в обожженную солнцем почву. Кто и почему создал эти наземные росписи? И зачем они вообще нужны в этой испепеленной солнцем местности? Некоторые романтично настроенные ученые натуры делают интригующие заявления: дескать, это навигационные знаки для древних астронавтов. Другие, более «приземленные субъекты», уверены в том, что это вовсе никакие не инопланетные площадки, а определенные формулы для астрономических наблюдений. И те, и другие уверены в своей правоте. И, как знать, может быть, все они ошибаются?!

А все началось с не таких уж далеких 30-х годов прошлого столетия, когда пустыней Наска между 14 и 15 градусами южной широты над скалистыми плато начали летать самолеты. Их пилоты сообщали о большом количестве разнообразных линий — и прямых, и зигзагообразных, и складывающихся в разнообразные узоры — они буквально были вычерчены на природном полотне высокогорной равнины.

Этими сообщениями заинтересовался историк Пол Косок из Лонг-Айлендского университета в Нью-Йорке, который сначала решил, что это оросительные каналы, проложенные какими-то древними индейскими племенами. Однако его предположению не суждено было сбыться: очень скоро Косак убедился, что увиденное им не имеет никакого отношения ни к оросительным каналам, ни к культуре инков. А обнаружил он врезанные в почву рисунки, такие огромные, что наблюдатель с поверхности земли не мог их охватить взглядом. Он тщательно измерил линии, составляющие один из рисунков, и перенес их на бумагу в сильно уменьшенном виде. Так перед его взором возникло стилизованное изображение птицы. Вечером, в день зимнего солнцестояния, (в южном полушарии это середина лета) — 21 декабря — он вместе с женой, которая в то время была вместе с ним, сделал еще одно значимое открытие: солнце зашло почти точно за концом одной из прямых линии, составляющих фигуру птицы. Позже таких линий на плато обнаружилось множество, что дало основание Косоку назвать это плато «самым большим в мире учебником астрономии».

Более полувека исследований дали определенные результаты — стало лучше понятно, как были созданы линии. Высокогорная равнина вымощена камнями, верхний слой которых покрыт черно-коричневым налетом «пустынного загара». Для того, чтобы создать линии, потемневшие камни убирали, обнажая слой желто-белой песчаной почвы под ними. Большинство расчищенных участков имеет форму четырехугольников с верхними и нижними линиями разной длины, а также треугольников и, весьма редко, — прямоугольников. Плюс ко всему прочему обнаружили еще около сорока силуэтов животных и других фигур. Почти все они находятся на окраине пампы над долиной Ингенио.

Несколько поколений ученых ломали голову над загадкой под названием «фигуры Наска». Но неожиданно нагрянула беда оттуда, откуда ее никто и не ждал — полчища туристов ринулись в Перу поглазеть на загадочные рисунки. Но просто поглазеть — этого мало. Сохранять в неприкосновенности линии стало еще труднее после того, как скандально известный Эрих фон Деникен опубликовал свои бестселлер «Колесница богов». Теперь наносимый ущерб стал прямо пропорционален количеству посетителей, которые считали своим долгом утащить камушек как реликвию.

Ну, а кому, скажите, не захочется прихватить сувенир с аэродрома инопланетян? Таким, по крайней мере, было мнение фон Деникена, которое всегда отличалось оригинальностью: «Если смотреть с высоты птичьего полета, то создается впечатление, что 37-мильная равнина Наска представляет собой аэродром». Он также считал, что линии «могли быть проведены в соответствии с инструкциями, полученными с воздушных аппаратов».

Нельзя отрицать разительное сходство между большими участками, расчищенными от камней, и взлетно-посадочными полосами, но как быть с длинными линиями: «Нечто, напоминающее ангары для самолетов в современном аэропорту». На самом деле, на фото — нога гигантской фигуры птицы, а ангары — незначительная часть гораздо более крупного силуэта и они слишком малы для любых самолетов. Правда, обычный обыватель, охваченный идеями уфолога, это вряд ли бы понял с первого взгляда.

Но люди всегда падки на самые абсурдные идеи — как ни странно, но в то, что трудно объяснить однозначно больше верится, особенно когда оно окружено ореолом таинственности. Пусть даже если эта таинственность носит явно напускной характер. Как бы там ни было, но даже самые матерые оптимисты, верящие в гипотезу фон Деникена, могут спать спокойно. Если, конечно, немного раскинут мозгами. Трудно представить, что цивилизации, способной совершать межзвездные вояжи нужны взлетно-посадочные полосы. Даже если бы на плато Наска садились космические корабли, то они, скорее всего, завязли бы в песке. В наше время, например, на плато могут садится лишь самые легкие самолеты, тогда как расчищенные участки — самые мягкие из за убранного слоя камней.

Если астронавтов фон Деникена и можно где найти, то только вне пределов плато Наска, хотя исключать возможность того, что линии наблюдались с большой высоты, исключать не стоит. Существует интересное исследование из области экспериментальной археологии, которое доказало, что древние жители плато Наска могли сооружать воздушные шары, наполненные горячим воздухом.

Конечно, выдвигать теорий и гипотез по поводу фигур Наска можно очень много, но наиболее вероятной из всех них все-таки кажется такая: основной целью вычерчивания линий и прочей «чертежной» деятельности древних перуанцев было, надо думать, расчет календаря. А тайну этих чертежей, возможно, можно раскрыть при помощи точного математического анализа их формы и размеров. Пока же этого сделать никому не удалось.

Что же касается того, почему обитатели Наска покинули плато примерно между 200-ми и 400-ми годами, увезя с собой все, что можно было увезти, даже деревянные подпорки для крыш, то, по мнению немецкого археолога Маркуса Реинделя, это могло произойти и из-за мощных ливней и наводнений, которые буквально обрушились на этот регион — сегодня этот природный катаклизм называют Эль Ниньо. На это указывают остатки слоев ила до пяти сантиметров, обнаруженные в жилищах.

В этом проглядывается какая-то горькая ирония судьбы: овеянная легендами и мифами, культура Наска, достигшая своего расцвета в одном из самых засушливых уголков Земли, в итоге оказалась смыта с лица земли водой!

Конечно, то, о чем шла речь выше — это всего лишь крошечный исторический пласт наследия древних времен. Неразгаданных тайн планеты великое множество. Скорее всего, большинство из них никогда так и не будут разгаданы. Хотя, как знать… Может быть совсем и неплохо, что мы постигаем действительность путем проб, ошибок и порой нелепых предположений, которые, в конечном итоге, приближают нас к познанию нашей сущности.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста