| Источник

23 марта в Музейно-выставочном центре открылась выставка с интригующим названием – «Истории старого дома». Ее центральным экспонатом стал снимок 70-летней давности, в силу своей особенности обросший домыслами и легендами.

Загадка старой фотографии

– Старые фотографии… Какой необычайной силой притяжения наполнены эти случайные свидетели прошлого! – рассуждает научный сотрудник каргопольского краеведческого музея Илья Горшков. – Как много интересного и загадочного могут поведать они своему внимательному зрителю! Каждый из них – частичка чьей-то непростой или счастливой, долгой или короткой, безмятежной или тревожной жизни. Всматриваясь в пожелтевшие снимки, греешь робкую надежду разгадать, что скрывают сосредоточенные лица запечатленных на них людей. Почтительная степенность дореволюционных фотографий, буйная решимость 1920-30х, суровая жизненность 40-х… Удивительно захватывающая история души! Многих из этих людей уже давно нет с нами – они остались лишь в памяти благодарных родственников, друзей и знакомых, да на этих застывших кадрах немого кино. Кино, в котором было место и мелодраме, и комедии, и драме, а порой и самому настоящему детективу, с налетом таинственности и даже мистики.

То, что увидела фотопленка

Фотографиями, на которых удалось заснять странные и порой пугающие явления, пестрит Интернет, телевидение в последнее время делает целые серии передач и программы, посвященные необъяснимому. Многие из них, увы, являются откровенной фальсификацией. Но некоторые после экспертизы ставят в тупик материалистов. Именно такая карточка отыскалась в личном архиве каргопольца Михаила Федоровича Грязова.

На одном из снимков 1940-х годов, на первый взгляд, запечатлена обычный момент жизни: школьники и учителя Мишковской начальной школы деревни Ескинской собрались вместе, чтобы сделать снимок на память. Оделись во все самое нарядное, расселись красиво в три ряда, приготовились… «Не двигайтесь, снимаю!» Яркая вспышка марганца. Щелчок! Повторный снимок для верности. И все. Все свободны. Продолжаем учиться.

Но когда проявили снимки, открылась одна странная вещь. Людей на них должно было быть девять – семеро учеников и две учительницы. Обычное дело для маленькой сельской школы. А их оказалось десять! На заднем фоне справа к ученикам несмело приблизилась девочка примерно того же возраста. В длинной белой одежде и белом платке на голове… А сквозь ее лицо отчетливо просвечивает стена дома! И глаза у нее будто бы не прищурены, как у остальных, а широко открыты! К тому же она никак не входит в выстроенную фотографом композицию. Более чем необычное зрелище…

Слово профи

Немало вокруг и тех, кто тут же нашел рациональное объяснение увиденному. Профессиональные фотографы находят массу причин, которые ставят под сомнение потустороннюю сущность снимка. Говорят, что все может объясняться дефектом пленки, нечетким фокусом, грозятся на два счета проделать подобный эффект. Поэтому среди фотографий призраков наиболее интересны те, на которых в процессе появления возникают смутные фигуры, хотя фотограф не заметил их в момент съемки. Обычно это семейные снимки в необычных условиях, сделанные навскидку.

Мошенников, спекулирующих на фото призраков, за более чем полторы сотни лет истории фотографии набралось предостаточно. Они и дискредитировали саму идею того, что фотопленка может видеть то, что не видит глаз, как в свое время медиумы-шарлатаны дискредитировали спиритизм. Именно в этом и состоит главный довод профи – в наличии у фотографа некоего умысла. Все остальное – технические тонкости и знание предмета. Так, по поводу каргопольской фотографии скептики утверждают, что поза девочки говорит о том, что она просто вбежала в кадр и выскочила из него, пока из аппарата «вылетала птичка». Однако при внимательном рассмотрении ребенок вполне спокоен и никак не похож на человека, который по-быстрому прибежал-убежал.

Сейчас очень легко говорить о чем угодно – техника позволяет многое. Но в каком умысле можно обвинить деревенского фотографа, вооруженного допотопным фотоаппаратом и к тому же лишенного всяких мотивов ввести в заблуждение кого бы то ни было? Да и вряд ли фотограф, увидев мелькавшего в кадре ребенка, не сделал бы повторную фотографию, рассудив, что эта будет испорчена. Ведь все, кто не родился до наступления эпохи цифрового фото, помнят, как скрупулезно фотомастер рассаживал и расставлял людей на семейных и общих фото. Не забыли, как на классной фотографии стояли, затаив дыхание, в той позе, в которой дядя поставил, и сколько времени уходило на дубли? Да, совсем забыли: еще один довод в пользу мистической версии – прозрачную девочку сразу опознали…

Граф и мертвая девочка

Людская молва моментально объяснила этот случай. Говорили, что здание, в котором располагалась начальная школа, до революции принадлежало некоему «графу», вернувшемуся с войны с двумя Георгиевскими крестами. Девочка была сиротой, которую воспитывал этот самый «граф». В жестоком 1937 году его репрессировали, и «граф» сгинул неизвестно где. А девочка угорела в доме. То есть на момент фотографии девочка была уже мертва.

После появления таинственного снимка началось расследование, по итогам которого фотографии было решено уничтожить, чтобы не разжигать ненужного интереса в народе. Осталась только одна – у первоклассника Миши (он первый слева в среднем ряду). Вряд ли мальчик преследовал тайный интерес вырасти, дождаться всплеска интереса к загадочным явлениям и выставить фотографию на всеобщее обозрение. Перед тем как попасть на стенд, фотография более семидесяти лет пылилась в домашнем архиве.

Однако теперь вскрылись еще более загадочные подробности. Оказывается, что почти все попавшие в кадр люди умерли не своей смертью. Исключением стали лишь сохранивший снимок Михаил Грязов и Лидия Григорьевна Хохлова (которая на снимке в середине дальнего ряда), вовсе не получившая снимок на память. Получается, что мертвая девочка, пытавшаяся напомнить живым о себе, увела с собой на ту сторону бытия всех, кто помог уничтожить память о ней.

По тропам загробного мира

Обитает ли призрак мертвой девочки до сих пор на границе нашего и иного мира, достоверно неизвестно. Однако таких историй очень много. В деревнях архангельской области, как в английских замках с привидениями, довольно часто видят призраков. Но в той же Англии такие места привлекают тысячи туристов, что очень бы не помешало каргопольскому музею. Но вот беда – в списке приоритетных направлений туризма в Архангельской области есть все, кроме призрачного. А между тем, почти в каждой деревне существует своя легенда, связанная с потусторонним миром и неупокоенными душами. Много где есть строгое правило не ходить в заброшенные дома и на кладбища во второй половине дня, а из местных рассказов можно собрать целую Книгу призраков. Здесь каргопольский музей может оказаться первооткрывателем маршрута по тропам загробного мира. Главное, чтобы дороги, гостиницы и туалеты оказались не загробными. Но пока это уже еще больше похоже на мистику.

 

материал: Настасья Юренская


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста