| Источник

«Меланхолия» Ларса фон Триера

Писать об очередном произведении живого классика всегда сложно – очень уж довлеют стереотипы признания, заведомой гениальности каждого авторского штриха, выданные награды. Ларса фон Триера знает почти каждый, кто однажды научился различать фильмы не только по актерам, но и по режиссерам. Место в общем склепе славы рядом с Кубриком, Аранофски, и Алленом уже очищено и украшено.

«Меланхолия» Ларса фон Триера

Триер снимал артхаус и мейнстрим. Причем мейнстрим удавался ему явно лучше. «Танцующую в темноте» запомнят, «Идиотов» и длинный ряд дешевых поделок «Догмы 95», скорее всего, забудут. «Меланхолия» использует бюджеты и технологии массового кино для превращения короткой зарисовки в дырявое насквозь, но очень масштабное полотно.

 

«Меланхолия» Ларса фон Триера

В начале фильма происходит явное заигрывание с Кубриком. Но что актуально в эпической саге 68-го года с трудом переносится в семейную драму-2011, вышедшую на экраны примерно за год до разрекламированного конца света. Вагнер и замедленная съемка, сюрреализм, призванный не то вытащить наружу чей-то внутренний мир, не то «догнать» хронометраж фильма до масштабов космической эпопеи. Второй вариант мне видится более реалистичным.

 

«Меланхолия» Ларса фон Триера

Фильм о двух женщинах перед лицом отношений и смерти. Мужчины намеренно представлены жалкими и задвинуты на второй-третий план в качестве декораций.
Шарлотта Генсбур не изменилась после «Антихриста». Если вас тошнило от бессмысленной мерзости этого депрессивного эксперимента «мастера», то и во время просмотра «Меланхолии» комок то и дело будет подступать к горлу. Хотя роль секса в фильме уже значительно меньше.

 

«Меланхолия» Ларса фон Триера

Вторая главная женщина фильма — Кирстен Данст. Уж простите, но имена, данные персонажам, совершенно не запоминаются. Никаких неприятных ассоциаций актриса не вызывает. Если Шарлотта олицетворяет борьбу, то Кирстен – смирение. И ту самую меланхолию.

Впрочем, именно за Меланхолию как противопоставление всей той нервозности, которой окружена периодически выныривающая из-за Солнца Нибиру, Триеру отдельное спасибо. «Нибирологи» используют для подтверждения своих гипотез артефакты фотографий специального космического телескопа SOHO, герои фильма узнают, погибнут ли они в скором времени при помощи детского изобретения – проволочного колечка на палочке. Reductio ad absurdum в масштабах всего фильма работает прекрасно.

 

«Меланхолия» Ларса фон Триера

Меланхолия – начало новой трилогии. Будут ли фильмы этой трилогии связаны так же крепко, как первые два опуса серии «США — страна возможностей» («Догвилль» и «Мандерлей»), или связь придется угадывать, как в случае с «Золотым сердцем» («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте»)?

В свежем интервью Триер пишет, что вытатуировал себе на пальцах руки слово “FUCK”. Имел ли он в виду глагол или существительное, знает, наверное, только его жена, с разрешения которой была сделана татуировка. В этом жесте, пожалуй, и есть весь Триер эпохи 2009 – 2011: санкционированная женой борьба с кризисом среднего возраста. А «Меланхолия» — лишь отголосок этой борьбы.

А еще, конечно же, каждый сможет найти в этом фильме Библию.

 

 


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста