| Источник

Эта статья является дополнительным материалом о виманах — летательных аппаратах древности. Основной материал здесь.

«…Приблизившаяся к Земле с невообразимой скоростью вимана выпустила множество сверкающих золотом стрел, тысячи молний. Разнесся грохот, подобный грому тысяч барабанов. Затем раздались яростные взрывы, огненные вихри кружились сотнями…»

Так в древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описывается момент одного из сражений. Более всего эта сцена напоминает атаку современного сверхзвукового штурмовика или истребителя-бомбардировщика. Резкое пикирование из-за облаков, залп десятками неуправляемых ракет (нурсов) и очередь из скорострельной авиационной пушки (пару сотен снарядов за несколько секунд). Затем – грохот от прохождения звукового барьера, усиленный звуком стрельбы и ревом реактивных двигателей самолета. Ну, а в завершение всего – море огня на земле, вихри и разрывы снарядов.

Следует сразу обратить внимание, что многие индийские описания летательных аппаратов отличает поразительная для древнего и раннесредневекового эпоса точность и насыщенность подробностями, своего рода «приземленность». Если в европейских сказках и легендах героями используются ковры-самолеты или какие-нибудь сапоги-скороходы с волшебными палочками, то никому и в голову не приходит описывать их устройство или принцип работы. На то они и волшебные артефакты, чтобы просто исполнять свои функции «по моему хотению».

Совсем другую картину мы наблюдаем в «Махабхарате», «Ригведе» и десятках других индийских текстов, так или иначе упоминающих воздушные перелеты. Конечно, и здесь зачастую можно видеть чисто мифические картины – колесницы, запряженные волшебными конями или птицами, летающих демонов или драконов. Однако наряду с этими классическими сказочными мотивами довольно часто встречаются совершенно нетипичные для древних легенд и мифов технические подробности.

Например, указывается, что некоторые виманы имеют три колеса (которые, судя по всему, убираются во время полета внутрь), крылья, три «этажа». Подробно описывается их конструкция, материалы, из которых они изготовлены, горючее, двигатели. Как-то это совершенно не похоже на описание ковра-самолета.

Приводится точное время, за которое летательные аппараты преодолевают то или иное расстояние. Исходя из этих данных, можно рассчитать, что некоторые из них имели скорость порядка трехсот километров в час. Причем, судя по описаниям, это явно были не самые совершенные машины. Помимо виман существовали также «агнихотры» (иногда встречается термин «агнихотравиманы»). Последние передвигались с большим шумом. Возможно, они получили свое название от извергающих огонь сопел реактивных двигателей.

В то же время про виманы часто пишется, что они перемещались в пространстве почти беззвучно. Вероятно, под общим названием «воздушных колесниц» понимались порою совершенно разные по своему устройству летательные аппараты. Грубо говоря, если применить аналогию с нашей действительностью, то виманы – это и винтовые аэропланы, и вертолеты, и реактивные истребители, и даже космические челноки типа «Шаттла» или нашего «Бурана».

Если сравнивать описания виман с летательными аппаратами легенд, сказок и мифов других народов, нельзя не заметить ещё одной странности. Так, например, в раннесредневековой индийской поэме «Океан сказаний» летающая колесница, подаренная принцу богами, ломается. Тогда главный герой (по-нашему авиамеханик и конструктор) строит ему новую виману. Как-то трудно себе представить, чтобы вышел из строя ковер-самолет или ступа Бабы Яги. А здесь – дар богов, и вдруг ломается, как обычная деревенская телега.

Интересен ещё один момент. В фольклоре других этносов полеты – это что-то сказочное, необычное, волшебное, для чего применяются нетривиальные и как правило «единичные» средства. Например – тот же ковер-самолет, специальные сапоги или башмаки. Или какие-нибудь необычные звери и существа – лошади (конек-горбунок, сивка-бурка), волки, драконы, черти или джинны, наконец.

Виманы же индийского эпоса – нечто достаточно обыденное. Да, они доступны далеко не каждому. Ими пользуются герои, принцы, боги и различные демоны. Но, в то же время – на виманах чаще всего не акцентируется внимание, они упоминаются в тексте наряду с другими повседневными предметами, колесницами, оружием. Да, иногда говорится о том, что используется какая-нибудь особая боевая повозка Индры, оснащенная самым совершенным и грозным оружием.

Ну так ведь и в наше время вооружение стратегического бомбардировщика, несущего крылатые ракеты с атомными зарядами, не сравнить с оснащенностью легкого истребителя-перехватчика или даже штурмовика. А личные реактивные самолеты и сегодня недоступны большинству населения.

В индийских текстах упоминаются помещения, в которых хранились небесные колесницы (вимана-григи) – очевидно, подобия наших современных ангаров. Существовали специально предназначенные люди, которые отвечали за их сохранность. Описываются и различные виды топлива. При этом используются слова, которые на сегодняшний язык можно перевести как мед, «сома», рисовый отвар (или настой) и, вероятно, ртуть.

Наверное, не стоит пытаться доказать, что виманы не могли летать на меде или соме (напитке типа пива или браги). Очевидно, что эти слова просто имели несколько значений. Возможно, что медом называлось более густое горючее типа мазута, а наименования ячменного и рисового напитков служили для обозначения бензина, керосина или перегоняемого из этих злаков спирта.

Что же касается ртути, то она упоминается довольно часто и в разных источниках. При этом создается впечатление, что под этим общим названием понимались иногда совершенно разные вещества. Возможно, слово «ртуть» означало в том числе и просто «топливо»? Мы говорим «в том числе», потому что в некоторых местах речь идет вполне однозначно о некоем вполне конкретном химическом веществе.

Могла ли сама ртуть использоваться в двигателях? Нам сегодня подобные движители неизвестны. Но ведь вполне возможно, что древними (или, тем более, «богами»-пришельцами) использовались и неизвестные нам технологии. Зачастую при описании конструкции воздушного корабля упоминается стоящий в центре виманы большой металлический ящик или котел. От этого агрегата или от размещенного выше него резервуара идут трубы. При этом «ртуть» может находиться как в самом котле, так и в трубах.

Думается, что в первом случае под ртутью вполне могли понимать, к примеру, ядерное топливо. А во втором – вполне вероятно, что жидкий металл исполнял ту функцию, которая в наших атомных двигателях возлагается на обычную воду. Наверное, мы не будем утверждать, что наши нынешние технологии являются верхом совершенства? Человек ведь пока не смог «оседлать» даже термоядерную энергию.

Так что, если уж предположить, что древние умели производить реактивные самолеты и атомные бомбы – отчего не допустить, что они обладали и технологиями, нам пока не доступными? Тем более, если речь идет о пришельцах.

Довольно много описаний виман в древнеиндийском эпосе связано с различными постоянно ведущимися войнами. Воюют там много и с большим удовольствием. При этом люди, боги, демоны и всякие непонятные существа «в броне» сражаются как друг с другом, так и между собой в самых разных вариантах и комбинациях. Так, например, любимец бога Индры Арджуна уничтожает небесный город, построенный другим богом, Брахмой. Правда, живут там почему-то какие-то очередные очень несимпатичные демоны.

Описаны и полеты в межпланетное пространство. При этом создается впечатление, что некоторым виманам, вообще-то, совершенно все равно где передвигаться – в атмосфере, в космосе или под водой. Конечно, подобное совершенно недоступно человеческим технологиям нашего времени и свойственно скорее сообщениям о нынешних НЛО.

В завершение отметим, что существует довольно объемный трактат о древнеиндийском воздухоплавании, который называется «Виманика Шастра». По разным источникам, он стал известен то ли в 1875, то ли в 1918-22 годах. При этом содержатся в нем совершенно потрясающие воображение подробности о конструкции летательных аппаратов, подготовке пилотов, средствах управления, связи, локации и т.д. Правда, аутентичность этого источника весьма и весьма сомнительна.

Впрочем, даже и без различных «новоделов» тема виман очень ярко выделяется на фоне эпосов других народов. Летательные аппараты зачастую описываются с поразительной точностью и проработкой различных деталей, что совершенно не типично для человеческого фольклора в целом. Да и довольно трудно представить себе, что древний автор, никогда не видевший современный реактивный самолет, мог просто так «из головы» придумать некоторые достаточно специфические подробности.

А ведь имеются также и весьма обширные описания различных особенностей полета. Очень поэтично и довольно точно описывается вид земли с высоты, упоминается пересечение грозовых туч, после которого колеса виманы были покрыты каплями дождя. Автора удивляет необычайно мягкая посадка (значит, он ожидал более жесткую, какая была у других, менее совершенных аппаратов?).

В общем, если подходить с точки зрения традиционной картины развития человеческой цивилизации, объяснить феномен древнеиндийских виман довольно затруднительно. Особенно, если учесть многочисленные сохранившиеся у разных народов изображения и предметы, поразительно напоминающие современные летательные аппараты


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста