| Источник

Тысячелетние тайны неизвестной МезоамерикиВ Панаме обнаружено захоронение 700—1000 годов, в котором найдены многочисленные предметы из золота и драгоценных камней, а также другие артефакты. Однако подлинным сокровищем может стать ключ к разгадке ранее неизвестной цивилизации «золотых вождей». Так учёные именуют таинственную культуру Мезоамерики, уничтоженную конкистадорами в XVI веке.

До недавних пор городище Ситио-Конте (Sitio Conte) в Панаме оставалось единственным крупным свидетельством существования так называемой культуры «золотых вождей», начало которой обычно датируют приблизительно 250 годом до нашей эры и исчезнувшей в XVI веке — с прибытием на континент испанских конкистадоров.

Примерно в трёх километрах от Ситио-Конте, при раскопках в Эль-Каньо (El Caño) были обнаружены новые артефакты, относящиеся к периоду 700—1000 годов нашей эры. Каменные монолиты и скульптуры Эль-Каньо привлекали к себе пристальное внимание «чёрных копателей» ещё в начале прошлого века, но в силу ряда обстоятельств они в основном разграбили только могилы простых жителей.

«Это действительно удивительная находка, возможно, самая значительная с 30-х годов прошлого века, когда в Ситио Конте, а также в центральной Панаме, было найдено большое количество золотых артефактов», — говорит на страницах журнала National Geographic антрополог Джон Хупс (John Hoopes).

Несколько лет назад американский археолог Джулия Майо (Julia Mayo) из Смитсоновского института тропических исследований, работавшая в Ситио-Конте, решила заняться раскопками на Эль-Каньо, после того, как в 2005 году при помощи георадара было обнаружено место (около 80 метров в ширину), в котором предположительно должно было находится несколько захоронений. После начала раскопок в 2008-м археологи обнаружили захоронение некоего высокопоставленного человека. На скелете находился круглый золотой нагрудник с рельефным изображением отвратительной морды, подобие перчаток из золота с прорисовкой каждой фаланги пальца и пояс, украшенный крупными золотыми бусинами.

В начале нынешнего года археологи раскопали многоуровневое захоронение ещё одного высокопоставленного покойника, находившееся под деревянной кровлей. Неподалёку были захоронены останки 25 аккуратно уложенных тел. В этом самом крупном на сегодняшний день захоронении находился детский золотой наряд, предназначавшийся, возможно, для ребёнка правителя, крошечная посуда из золота, браслеты, серьги, а также ожерелье из полудрагоценных камней. Сам правитель возлежал на дне захоронения, на своего рода платформе, созданной из пятнадцати мёртвых тел.

По мнению Майо, речь идёт о военнопленных или рабах, принесённых в жертву или покончивших с собой. Аналогичные захоронения найдены и в городище Ситио-Конте. У исследователей возникло предположение, каким образом эти несчастные могли отправиться к праотцам, однако экспертиза ещё не проведена, и окончательного ответа на этот вопрос пока нет. Рядом с телами стоит сосуд, который наполнен костями одной из местных разновидностей чрезвычайно ядовитой рыбы отряда иглобрюхообразных — Guentheridia formosa.

Учёные отмечают ещё одну прелюбопытную деталь. Расположенные вокруг тела правителя останки других людей накрыты фрагментами расколотых керамических пластин. Джон Хупс отметил наличие подобных керамических плит в городище Ситио-Конте. Археолог Майо высказала предположение, что они изготовлены специально для погребения. Керамические пластины покрыты орнаментом только с одной стороны, которой положены лицом к погребённым. Неизвестно, разбили ли плиты намеренно перед погребением, или они разрушились со временем из-за движения почвы.

Среди прочих тайн захоронения в Эль-Каньо — наличие среди похоронных украшений изображений полулюдей и всевозможных мифических существ. По словам руководителя проекта Майо, некоторые из экспертов склонны видеть, что в этих изображениях представлены предки родственных групп или кланов.

В свою очередь, Хупес полагает, что они похожи на оборотней и вампиров в Западной культуре, которые, обладая клыками, превращались в животных или полуживотных. Считается, что идея быть представленным в образе какого-то животного была довольно распространена в доколумбовой Америке. Возможно, каждому человеку соответствовал дух животного, который мог воздействовать на него и сделать его более приспособленным для войны. Это мало чем отличается от использования игроками футбольных команд талисманов со свирепыми мордами, чтобы поднять их боевой пыл, считает Хупес.

Учёные мужи по-прежнему хранят полное молчание и никак, по-крайней мере на страницах уважаемого журнала National Geographic, не комментируют непонятный артефакт, представляющий собой скорее какую-то инженерную конструкцию (некоторые читатели, рассмотрев эти фотографии, заключили, что это какой-то сельскохозяйственный культиватор или даже трактор), а вовсе не мифическое существо.

Явственно заметные на снимках зубчатые колёса и лемехи плуга просто не дают шанса скептикам утверждать, что перед нами мифическое животное, несмотря на наличие звериной морды. Она скорее является атрибутом украшения и не несёт никакой функциональной роли. В отличие, скажем, от «когтей», которые вполне способны взрыхлять почву. Предназначение данного артефакта не менее интересно, нежели уже упомянутые профессиональными археологами любопытные стороны находки в Эль-Каньо.

Европейские завоеватели настолько быстро уничтожили все следы пребывания этого народа на земле, что сейчас невозможно установить, на каком языке говорили эти люди. Поэтому вторая уникальная находка в Эль-Каньо способна пролить хоть какой-то свет на таинственную культуру загадочного народа.

Госпожа Майо считает, что культура Ситио-Конте и Эль-Каньо в отличие, например, от культуры майя, где возводились монументальные каменные пирамиды, отличалась недолговечными постройками из соломы и бамбука. Зато от них дошли до нас бесценные артефакты из золота и драгоценных камней.

 

 

Игорь Букке


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста