| Источник

Туареги – свободные люди Война в Ливии привлекла внимание к проблемам племён Северной Африки, поскольку оказалось, что специалисты из западных стран недостаточно точно представляли себе роль племенной структуры не только в политике, но и просто в поведении жителей Сахары.

Особое внимание привлекли к себе туареги, занявшие совершенно независимую позицию. Между тем об этом народе немало писали раньше, но только как о некоей «экзотике», часто базируясь на данных этнографов, изучавших этих людей сто и более лет назад. А как обстоит дело в реальности? Противоречия начинаются с самого начала, с названия. По-арабски «туареги» – это отверженные. Но сами себя они зовут «имошаг», что означает «свободные люди». Обычно пишут, что туареги сравнительно малочисленны, однако их более 5 миллионов человек, живущих на территории пяти африканских стран – на западе Нигера, на востоке Мали, на юго-востоке Алжира, на юго-западе Ливии и в северной части Буркина-Фасо. Причём это на самом деле союз племён, напоминающий племенные союзы североамериканских индейцев до их оттеснения в резервации «бледнолицыми». Составляют они от 5 до 10% населения в странах проживания, а в Нигере и того больше. Так что это, конечно, этническое меньшинство, но вовсе не «редкое племя», хотя и экзотическое. Это настоящие кочевники, живущие в обтянутых шкурами шатрах. Далее начинается совсем уж интересное – у туарегов свой язык под названием «тамашек» и своя древняя письменность «тифинаг». Однако ею владеют в основном женщины, грамотные они в обязательном порядке, они же предпочитают и родную речь, являющуюся одним из берберских языков. Мужчины же чаще пишут и говорят по-арабски. Да и грамотные среди них не все. Между тем туареги, по крайней мере, знатные, внешне весьма отличаются от берберов – они светлокожие и высокорослые. Некоторые исследователи относят их к древним народам европеоидного типа, подобно истреблённым гуанчам с Канарских островов. Чуть ли не к потомкам кроманьонцев или атлантов. Берберский язык эти люди освоили в результате смешения с одним из племён выходцев с юга Аравии. Сами же знатные туареги считают своими предками купцов с затонувшего острова в Атлантике, находившихся в Северной Африке в момент катастрофы. Причём прародительницей считается женщина по имени Тин-Хинан, прибывшая из района современного Марокко со своей служанкой Такамат на белом верблюде. Соответственно, потомки Тин-Хинан – знать, а потомки Такамат – вассалы (имгады). Касты у туарегов своеобразны – так, многие народы почитают кузнецов, а у них это ремесло отдано совсем неуважаемым темнокожим чужакам, по своей воле живущим в стойбищах. Их называют инеденами. Сами же знатные мужчины-туареги не должны заниматься ремеслом, женщины лишь выделывают кожи и изготавливают лекарства. Не особо чтимую работу выполняют потомки бывших рабов – икланы. Традиции туарегов отличаются почитанием материнского рода, наследованием по материнской линии и даже элементами матриархата. Иногда женщины коллективно устанавливают отцовство, поскольку они выбирают мужчин сами, отсюда порой возникают проблемы – приходится выяснять, на кого больше похож ребенок. Ныне точку зрения, согласно которой повсеместно был сначала матриархат, потом патриархат, считают устаревшей. Видимо, везде было по-разному. Однако на фоне своих соседей туареги разительно отличаются даже одеждой – ведь именно у них лицо закрывают не женщины, а мужчины. Однако это делает их не менее, а более воинственными. Раньше считали, что неприкрытое лицо туарега лучше не видеть, ибо он мог воспринять это как оскорбление и убить. В противном случае сам туарег должен был покончить с собой. Так что изучать обычаи этого народа было весьма трудно. Своё место в сахарском разделении труда у туарегов сохранилось до сих пор – они торгуют солью. Небезызвестные чумаки на Украине возили её из Крыма на север. В Сахаре, наоборот, добытую в апреле-мае соль из пересыхающих озер Алжира и Ливии везут сначала в июле в район хороших пастбищ для верблюдов, а уж затем, по осени – на юг, на оптовый рынок в Буркина-Фасо, где её и покупают негритянские народы Западной Африки. Месяца три туареги торгуют солью, финиками, верблюдам, осликами. В январе караваны двигаются на север, куда возвращаются только к марту. Таким образом, многие из туарегов кочуют весь год. По-прежнему предпочитают верблюдов, хотя, скажем, в Ливии им раздавали джипы. От оазиса к оазису караван может идти несколько дней. Никакой западный спецназ столько без воды не выдерживает. В прежние века туареги ещё и защищали дружественные караваны «на заказ», нападая на остальные. В период французской колонизации региона в XIX веке «свободные люди» дольше всех сопротивлялись колонизаторам. Да и вообще их фактически не покорили – считают, что очаги сопротивления в Нигере «исчезли» только к 1923 году. А уже через несколько десятилетий бывшие колонии стали независимыми странами. К 1990-м годам многие туареги начали выступать за создание своего собственного государства под названием Азавад. Мешает, по-видимому, отсутствие «своих» городов. Официально туареги исповедуют ислам. Однако женится мужчина-туарег только один раз за всю жизнь. Есть ещё множество своеобразных обычаев. Скажем, по праздникам красят брови и веки сурьмой представители обоих полов. Украшения женщины предпочитают серебряные, в то время как арабские дамы любят золотые. Мужчины носят символ креста, наносимый на сёдла, ранее – на рукояти мечей. Годы считают от зимы до зимы, по Солнцу (у арабов лунный календарь). Знатные туареги владеют стадами, незнатные имгады разводят коз. Знатные женщины носят белые рубахи и синие платки, родовитые мужчины носят накидки тёмно-синего цвета, из-за чего туарегов даже называют иногда люди-индиго. Голову покрывают (и закрывают лицо) тоже чаще всего синим платком, но иногда – белым. Арабы такой платок называют «тагельмуст», его дарят юноше в день совершеннолетия, в 18 лет. Сами туареги предпочитают слово «лисам». Платок спускают до подбородка на людях только во время еды. У каждого из племён свой вождь, власть которого символизирует особый барабан. Особняком держатся блюстители веры инеслемены. А у группы племён ещё более важный вождь-аменокаль. Таких групп как минимум девять. Разумеется, особо почитаются и матери каждого из аменокалей. Однако военные вопросы решают вожди-мужчины, хотя женщины тоже прекрасно владеют оружием. В бою туареги хитры и храбры, прекрасно маскируются, тактикой действий напоминают казаков-пластунов. Могут скрытно подойти к противнику, используя лёгкий предутренний туман. Нанести удар и «исчезнуть». Горды, независимы, никогда не подчиняются чужакам, как, впрочем, и почти все народы, сохранявшие на момент известных из истории войн родоплеменную структуру. А как же насчёт Атлантиды? Тут есть альтернативная гипотеза. Дело в том, что Сахара не всегда была пустыней, её такой сделали сами люди – подсечно-огневым земледелием, использованием поджогов саванны при загонной охоте. Некогда тут приручали жирафов, а не верблюдов, было множество рыбных озёр. Теперь же есть только подземное море, из которого качают воду в грандиозной по масштабам системе, гордо названной в Ливии довоенного периода «Великой рукотворной рекой». Учёными реконструирована карта севера Африки такой, какой она была тысяч шесть лет назад. Оказывается, тогда в центре нынешних земель туарегов было большое зеро Туат. На его берегах, возможно, некогда было древнее царство, захиревшее по мере опустынивания местности. Ещё в 1970 году британский исследователь Чарльз Дэниелз выступил в Лондоне с докладом «Древний народ ливийской Сахары», где трактовал старинные надписи, найденные близ селения Гарама, похожие на нынешнюю женскую письменность туарегов «тифинаг» как следы древней культуры. Теперь её иногда называют Гарамантидой и даже «африканской Атлантидой». До последних событий находки хранились в музее города Себха на юге Ливии. Блюдам с надписями около двух тысяч лет. Так что письмена – древнее смешения знати имошагов с берберами. Однако моложе эпохи существования озера Туат. Судя по обилию крестов, это и в самом деле надписи предков туарегов. С другой стороны, в современной письменности «тифинаг» есть символы, похожие, например, на греческую букву «сигма». Мне недавно удалось найти сделанную российским путешественником в сентябре 2011 года в Ливии редкую фотографию с надписью сразу и на «тифинаге», и (ниже) по-арабски. Думаю, истина посередине, и восходит этот алфавит к древним, но всё-таки не древнейшим временам. Однако изучена письменность женщин-туарегов плохо, а последние события в регионе делают задачу исследователей совсем уж сложной. Но плохое тоже проходит. Думаю, что как были туареги свободными кочевниками, так ими и останутся.


admin

Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста