| Источник
Гиппарх пришел к революционной идее движения звезд — медленного перемещения созвездий по отношению к экватору звездного глобуса.

Гиппарх пришел к революционной идее движения звезд — медленного перемещения созвездий по отношению к экватору звездного глобуса.

Знаменитая статуя Атланта Фарнезе скрывала астрономическую сенсацию! Профессор физики и астрономии Университета штата Луизиана Брэдли Шефер обнаружил, что давно утерянный звездный каталог Гиппарха, датировавшийся 129 годом до н.э. присутствует на римской статуе, именующейся Атлантом Фарнезе.

Гиппарх, один из величайших астрономов античности составил, по общему признанию, первый наиболее подробный звездный каталог, на данные которого впоследствии опирались многие ученые древности и средних веков. Считалось, что данный каталог был безвозвратно утерян в раннехристианский период, вполне вероятно, при пожаре Великой библиотеки в Александрии. Оказалось, что нет!

Позднеримская статуя коленопреклоненного Атласа (римская мраморная копия с греческого оригинала, III в. н. э. Неаполь, Национальный музей) – мифического титана, который, по легендам, держал на своих плечах небесную сферу – содержит в себе ключ к давно потерянному звездному каталогу древнего астронома Гиппарха, основоположника астрономической науки. С таким заявлением выступил во вторник американский историк астрономии Брэдли Шэфер из университета Луизианы.

Тайну астрономии хранил Атлант Фарнезе

 

Работа Гиппарха по составлению подробного звездного каталога, которую он проводил ориентировочно в период со 140 по 125 годы до н.э., многими учеными признавалась выдающейся. Своей известностью этот гений античности обязан открытию первой новой звезды и явления прецессии, разработке теории движения солнца и луны, качественным наблюдениям за планетами, и, разумеется, составлению первого в мире каталога из примерно тысячи звезд. К сожалению, лишь одна из работ Гиппарха сохранилась до наших дней — это «Комментарии», в которых детально описываются очертания созвездий. Остальные труды ученого известны только по упоминаниям в работах более поздних астрономов, например, у Птолемея (около 85-165 гг. н.э.) в «Альмагесте» описывается звездный каталог Гиппарха.

Атлант Фарнезе – это римская статуя второго века нашей эры, установленная около1550 г. на вилле кардинала Алессандро Фарнезе (внука папы Павла III) в Капрароле (Монте-Чимини, в56 кмк северо-западу от Рима), она изображает титана Атланта, держащего на плечах небесную сферу. Сейчас Атлант Фарнезе хранится в коллекции Фарнезе в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Внимание ученого привлекла не совершенная мускулатура мраморного титана, а небесная сфера, которую он держит на плечах.

Внимание ученого привлекла не совершенная мускулатура мраморного титана, а небесная сфера, которую он держит на плечах.

Как выяснил Шефер, рельефный рисунок созвездий на глобусе статуи чрезвычайно подробно отображает древнегреческую карту звездного неба, и фигуры созвездий точно соответствуют описаниям в каталоге Гиппарха. На мраморном звездном глобусе диаметром66 смнарисованы 41 созвездие, небесный экватор, тропики и эклиптика.

По утверждению Шефера, точность изображения созвездий говорит о том, что скульптор опирался в своей работе на конкретные астрономические наблюдения. Ранее их приписывали многим другим ученым, но только не Гиппарху. А Шефер как раз указывает на явное соответствие изображения именно каталогу, составленному Гиппархом.

«Очень редко случается, что удается найти потерянные секреты древней мудрости, – рассказывает Брэдли Шэфер. – Теперь же нам удалось раскрыть достаточно известную загадку древности».

«Очень редко случается, что удается найти потерянные секреты древней мудрости, – рассказывает Брэдли Шэфер. – Теперь же нам удалось раскрыть достаточно известную загадку древности».

Прецессия, открытая Гиппархом, представляет собой процесс, при котором звезды и рисунок созвездий двигаются относительно небесного экватора и тропиков. В этом и кроется ключ к установлению даты наблюдений, результаты которых воплощены скульптором в мраморе. Для проведения тщательного анализа профессор Шефер сам отправился в Неаполь и сделал собственные снимки звездного глобуса. Замерив около семидесяти различных позиций на сфере, американец вычислил наиболее подходящую по времени дату проведения увековеченных астрономических наблюдений. Это оказался 125 год до н.э. при погрешности в плюс-минус 55 лет, то есть период между 180 и 70 гг. до н.э.

Скульптор создавал свой звездный глобус, основываясь на давно потерянном звездном каталоге Гиппарха, который не видел никто из современных ученых. С тех пор карта звездного неба из-за медленного, но постоянного перемещения космических светил существенно изменилась. Таким образом, глобус служит подтверждением существования легендарного звездного каталога.

Скульптор создавал свой звездный глобус, основываясь на давно потерянном звездном каталоге Гиппарха, который не видел никто из современных ученых. С тех пор карта звездного неба из-за медленного, но постоянного перемещения космических светил существенно изменилась. Таким образом, глобус служит подтверждением существования легендарного звездного каталога.

125 год прямо указывает на Гиппарха (по имеющимся данным, каталог был создан им в 129 году до н.э.), а все прежде предполагавшиеся авторы астрономических наблюдений остаются вне установленных временных рамок.

Детализация изображения на глобусе также говорит в пользу Гиппарха, так как точности в 3,5 градуса невозможно добиться обычными устными описаниями (на это указывают прочие потенциальные источники, такие как Арат и Евдокс), дающими лишь восьмиградусную точность. А вот следующий подробный звездный каталог, как известно, принадлежит Птолемею, что было уже намного позднее — в 128 г. н.э.

Вдобавок, известно, что Гиппарх сконструировал множество звездных глобусов на основе собственного каталога. Например, существуют древние монеты, на которых Гиппарх изображен сидящим перед сферой, а Птолемей ясно указывает в своих работах, что Гиппарх делал звездные глобусы. Таким образом, считает Шефер, вполне можно предположить, что греческий скульптор, ваявший статую Атланта, аккуратно скопировал глобус, сделанный Гиппархом, а позднее, при создании дубликата, уже римский скульптор скопировал изображение созвездий.

Тайну астрономии хранил Атлант Фарнезе

Кроме того, на глобусе статуи Атланта Фарнезе обнаруживаются многие специфические подробности, указывающие на то, что Гиппарх вел самостоятельные подробные наблюдения. После проведенных сравнений выявились явные особенности, отличные от описаний как Птолемея, так и других древних ученых — Арата, Эратосфена, Евдокса и прочих.

Теперь, когда более-менее доказано, что ранее считавшийся утраченным звездный каталог Гиппарха все-таки сохранился, можно будет попытаться ответить на два важных вопроса: что Гиппарх использовал в качестве координат, и какую долю его каталога позаимствовал Птолемей, включив в свой «Альмагест». Хотя, как утверждает Шефер, замечательнее всего то, что человечеству довелось вновь обрести один из величайших образчиков древней ученой мысли.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста