| Источник

На огромной территории Якутии издревле существовало и существует много загадочного и необъяснимого.

Йети

Это чудовище сродни лох-несскому в озере Лабынкыр, Долина смерти в долине реки Вилюй, Шаман-дерево, Бутылочная скала, Ыгыаттский водопад и многое другое. Нашлось среди них место и снежному человеку — чучуна. Его еще называют мулена.

Таинственный чучунаПервые сведения о чучуна появляются в легендах якутов и эвенков, населяющих север Якутии. Это человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью. Чучуна обладает исключительной физической силой и ловкостью. Эти существа вооружены простым луком, копьем и железным ножом. Иногда они надевают шкуры убитых животных. Питание себе добывают охотой. При этом могут бегать наравне с оленями. Иногда воруют припасы у местных жителей

В ряде сказаний говорится, что мулена похищали женщин из стойбищ. Но пленницы у них не приживались — быстро чахли и умирали.

Северные народы верили, что если кровь убитого чучуна попадет на одежду или руки охотника, то убийца и вся его семья сойдут с ума и вскоре отправятся в мир духов. То же самое произойдет, если охотник отберет у снежного человека нож.

Раньше местные жители — охотники и оленеводы — часто видели мулена. У тунгусов Усть-Яны есть такое предание. Однажды мулена сломал амбар, где хранились припасы на зиму, и украл все. Как раз в ту ночь шел снег. Утром разозленные охотники отправились по следам вора. Скоро пришли к пещере на горе и увидели, что снежный человек сидит там и ест украденную пищу. Мулена упал на землю, будто прося пощады, что-то говорил нечленораздельно, словно мычал… Эвенки, недолго думая, закололи его копьем.

ДИКИЙ НАРОД

В 1929 году в газете «Автономная Якутия» была напечатана статья «Чучуна». Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна — реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека. Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна — Бутантайский наслег Верхоянского улуса. До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна — высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами. Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.

На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.

В статье также приводились данные о том, что в 1926 и 1927 годах в Бугантайском наслеге были убиты два чучуна (по одному в год).

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

Естественно, мимо внимания ученых не могли пройти подобного рода факты. В первые годы советской власти изучением материалов о чучуна занимался профессор-геолог Петр Людовикович Драверт. Он написал статью «Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов», которую напечатал в 1933 году журнал «Будущая Сибирь».

В статье утверждалось, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют. А может быть, их язык просто непонятен людям? Мулены ведут бродячий образ жизни, свойственный первобытным охотникам. Передвигаются в одиночку или мелкими группами, придерживаясь малонаселенных или пустынных мест. Умеют разжигать огонь. Они нападают на охотников-одиночек, но только тогда, когда чувствуют недоброе к себе отношение. Кроме того, было несколько случаев, когда мулены отбирали у охотников одежду и оружие. Сейчас эти загадочные существа почти вымерли. Статья заканчивалась призывом взять чучуна под охрану советских законов, тем самым спасая для науки древнейший сохранившийся народ Северной Азии.

Драверту возражал известный якутский ученый-этнограф Г.В. Ксенофонтов. Опираясь на тот же фактический материал (легенды, свидетельства и опросы местных жителей), что и его оппонент, Ксенофонтов пришел к выводу, что чучуна существует лишь в устном народном творчестве как мифологизированный персонаж. «Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания. А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатанги до Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов. Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены», — утверждал Ксенофонтов.

А ЕСТЬ ЛИ ОНА НА САМОМ ДЕЛЕ?

Казалось бы, при таком обилии сведений, установить местонахождение чучуна, а тем более, найти его следы, оружие или, на худой конец, останки не составит для исследователей труда. Но не тут-то было! За все время поисков не удалось найти абсолютно никаких следов снежного человека. Смущало ученых и отсутствие какого-либо потомства чучуна.

В свете всего этого в научной среде сложилось мнение, что чучуна — это чудом спасшиеся с отколовшихся льдин охотники и рыболовы с берегов Чукотки. По местным традициям, они не могли возвратиться в свои жилища, так как их уже считали мертвыми. Жизнь в пещерах ожидала и тех, кто преступал законы людского племени: убийц, грабителей, насильников — все они подвергались изгнанию со стойбищ.

Лишенные всего, попавшие в незнакомые места, изгнанники быстро дичали. Голод вынуждал их добывать пропитание охотой, а нередко — воровством и даже грабежами. В организме человека, попавшего в экстремальные северные условия (при температуре зимой до-50°С) происходили кардинальные изменения. Он обрастал шерстью, одновременно неимоверно увеличивалась его физическая сила. Лишенный общения с себе подобными, он постепенно забывал человеческую речь.

Ученые отмечали и то обстоятельство, что с началом механизации рыбной ловли при социализме, совершенствовании морского промысла на Чукотке, легенды и предания о чучуна стали забываться.

Казалось, была поставлена последняя точка в спорах о реальности чучуна. Но уже в наше время в Якутии появилась газетная заметка о том, что середине марта 2002 года в Верхоянском улусе в волчий капкан попалось странное существо. Ко времени его обнаружения оно было мертво (что неудивительно при силе захвата капкана). По словам учителя средней школы соседнего наслега Борулах Якова Потапова, существо это выглядело как взрослый примат, размером с крупную собаку. Оно имело длинный хвост, а все тело, кроме ладошек и лица, было покрыто шерстью. Труп не сохранился. По одной версии, его разорвали собаки, по другой, испугавшись злых духов, существо похоронили вместе с капканом.

Так что тайна чучуна еще ждет своего пытливого исследователя.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста