| Источник

Северодвинские тайны: атомную подлодку погубили «квакеры»?Ровно 20 лет назад автор этих строк впервые написал о тайнах гибели построенной в Северодвинске советской АПЛ «К-219» в Бермудском треугольнике в 1986 году.

Но тогда был нюанс, писать о котором тогда все-таки не поднималась рука — было опасение, как бы не ошибиться… Однако последние публикации ученых подтверждают эту версию: «К-219» вполне могла погибнуть от воздействия НПО — неопознанного подводного объекта…
Эта версия теперь все чаще звучит и в специализированной прессе (в основном англоязычной), и в российской. В не так давно прошедшей по одному из телеканалов передаче о нерукотворных неопознанных подводных объектах достаточно открыто говорили известные адмиралы, бывшие сотрудники военно-морской разведки и представители спецслужб.

Та передача заставила поднять записи бесед с безвременно ушедшим из жизни знаменитым советским подводником, капитаном I ранга Николаем Алексеевичем Тушиным, бывшим заместителем командира северодвинской бригады строящихся атомоходов. В 80-е годы прошлого века именно он входил в довольно узкий круг специалистов ВМФ, которые были допущены к приемке в состав флота атомных подводных лодок, построенных в Северодвинске, на Севмаше.
По долгу службы он обязан был знать обо всех нюансах подводных аварий, которые время от времени случались с нашими атомаринами.

Та наша довольно откровенная беседа состоялась уже после его увольнения в запас, как раз тогда, когда понемногу начали рассекречиваться самые что ни на есть тайные тайны советского океанского флота. Правда, рассказывал он о тайнах тайн достаточно скупо и тактично, видимо, опасаясь стать неким источником ненужной сенсации. Подводники сенсаций не любят и верят только собственным глазам и ушам. Ну что ж, возможно, настало время раскрыть какую-то из советских тайн, напрямую связанных с Северодвинском.
Итак, в том, что подводный объект, в результате столкновения с которым погибла, затонув на глубине более четырех километров, стратегическая подлодка «К-219» с двумя атомными реакторами и 16-ю баллистическими ядерными ракетами на борту, был нерукотворным, Николай Алексеевич не сомневался.
Кстати, именно от него тогда я впервые и услышал, какие неприятности терпели советские (да и американские, и английские, и французские) подводники-атомщики от так называемых «квакеров». Он говорил, что опытные моряки вполне серьезно относятся к разговорам о подводных «неопознанных объектах».
По словам Тушина, он сам, как и многие командиры-подводники, видел в океане светящиеся шары и цилиндры. Почти у каждого подводника такая «заветная» история есть. Но как-то не принято было тогда распространяться на эти темы. Еще сумасшедшим сочтут и спишут с плавсостава. Мало ли что в автономке пригрезится? Тем более, что «на приборы» мало кто фиксировал встречи с такими объектами.
О них, об этих квакающих на весь океан невидимках, даже сейчас известно мало. Что это за явление, сказать тоже никто не может — его никто не видел. Их начали слышать несколько десятилетий назад, когда на подводных лодках, в первую очередь атомных, появилась более или менее чувствительная гидроакустическая аппаратура, которая могла слушать океан во многих секторах звукоподводного спектра.
В 70-х годах прошлого века так называемые неопознанные плавающие объекты и «квакеры» стали не на шутку беспокоить подводников. При разведуправлении ВМФ была даже создана специальная группа для систематизации и анализа всех необъяснимых явлений, происходящих в Мировом океане. Особая группа военных и ученых работала над этой проблемой и в Северодвинске вплоть до 1989 года, практически до распада СССР.

Радиус действия «квакеров» расширился от Баренцева моря до средней Атлантики, включая тот самый Бермудский треугольник, в котором погибла наша атомарина «К-219». Однако версия о техногенном происхождении таинственных подводных звуков была довольно слабой: даже богатым США такие расходы никак не по карману. Представьте себе, сколько же нужно потратить, чтобы опутать какими-нибудь акустическими «квакающими» станциями и проводами весь океан…

Эти загадочные объекты упрямо преследовали наши (и не только наши) подводные лодки, причем это преследование сопровождалось характерными акустическими сигналами, напоминающими кваканье лягушки, из-за чего, собственно, подводники и прозвали их «квакерами».
Создалась парадоксальная ситуация: жутко засекреченные советские разведывательные экспедиции приходили к выводу, что «квакеры» — это все-таки какая-то секретная разработка НАТО, направленная на поиск наших подлодок.
А американцы, тоже детально изучавшие загадочное явление, с тем же упорством докладывали «наверх», что это — сверхсекретная разработка СССР для обнаружения иностранных субмарин. Возможно, что если бы тогда для изучения этого непонятного явления объединились усилия ученых СССР и США, то проблему бы все-таки «раскололи». Но шла «холодная война»…
У тех, кто реально слышал квакеров, создавалось стойкое впечатление осознанности действий неизвестных источников загадочного звука. Могло даже показаться, что квакеры, появлявшиеся неизвестно откуда, настойчиво пытались установить контакт. Судя по непрерывно меняющемуся пеленгу, они кружили вокруг наших подводных лодок и, меняя тональность и частоту сигналов, словно приглашали подводников поговорить, активно реагируя на гидроакустические «посылы» с бортов подлодок
По сути дела, сами по себе квакеры как таковые не представляли угрозы для подводных лодок. Но другое дело, что у некоторых гидроакустиков появлялась своеобразная мания — они боялись заступать на вахту. Боялись сойти с ума от таинственных звуков «квакеров»…
По мнению Николая Алексеевича Тушина, от которого я впервые всерьез и услышал версию о нерукотворности и объективной реальности существования «квакеров», иной раз у подводников даже создавалось некое впечатление, что таинственные объекты активно демонстрируют свое дружелюбие.
Знаменитый опытнейший подводник-атомщик, допущенный к командирскому управлению практически всех проектов советских атомных подлодок северодвинской постройки, допускал даже, что мы имеем дело с какой-то неведомой подводной цивилизацией, до которой еще не добрались ученые… И действительно — до сих пор достаточно ограниченный (хотя бы размерами планеты) подводный мир изучен нами куда меньше, чем бездонный космос!
Автору этих строк, прослужившему на подводном флоте достаточное количество лет, однажды, еще будучи лейтенантом, самому как-то довелось услышать «квакеров». Пригласил в свою рубку другой лейтенант, командир гидроакустической группы, и протянул наушники: там действительно что-то «квакало» (по-другому и не скажешь), причем с определенной, неизменной периодичностью. Было как-то не по себе: психологически казалось, что звуки издает какое-то неведомое животное.
Причем, как сейчас помню, наша лодка шла тогда на малых оборотах на глубине ровно 250 метров, не меняя курса. Как только всплыли на 120 метров, «кваканье» в наушниках у акустика прекратилось. Помнится также, что командир велел не делать запись об этих звуках в вахтенный журнал: мол, надоели уже эти «лягушки», ничего нового.
К концу 80-х годов советская секретная исследовательская программа «Квакер» начала закрываться. Специальная закрытая группа ученых покинула и Северодвинск. Во-первых, денег в разваливавшемся тогда на глазах СССР не было, а во-вторых, с США Горбачев затеял «большую любовь», зачем же нам «почти друзей» подлавливать на каких-то «квакерах»? Самое интересное, что и звуки «квакеров» в океане тоже к тому времени… исчезли — словно кто-то подсказал «неопознанным», что ими больше уже никто не интересуется. Начиная с 90-х годов прошлого века не было ни одной встречи с ними!
Но вернемся к гибели советской субмарины северодвинской постройки «К-219» в Бермудском треугольнике, совсем недалеко от сухопутных границ США. Как установила специальная комиссия, с результатами работы которой Николай Алексеевич был знаком в деталях, причиной аварии стало некое «происшествие» в ракетной шахте, которая по какой-то причине разгерметизировалась, и последовавшая за ним утечка сверхядовитого и суперактивного ракетного топлива в ракетный отсек. Затем возник пожар со всеми вытекающими.
В результате экспериментальных проверок, моделирования ситуации и тщательного анализа было доказано, что это произошло не по вине экипажа. Было воздействие внешних факторов. Почему ракету раздавило? Как попала вода в корпус ракетной шахты? В официальных отчетах есть снимки, которые подтверждают, что по корпусу «К-219» проходила глубокая борозда. Именно она нарушила герметичность одной из ракетных шахт. Именно она позволила забортной воде раздавить ракету!
Комиссия, расследовавшая катастрофу, сделала предварительный вывод, что таким «внешним фактором» была иностранная субмарина. Однако шепотом те же члены комиссии говорили: все равно что-то здесь не то… Агентурная советская разведка докладывала, что после гибели «К-219» ни одна иностранная подлодка не становилась в ремонт ни на одной натовской верфи. А ведь, столкнувшись с советской, она должна была получить немалые повреждения!
Но озвучившего другую версию тогда могли вполне признать сумасшедшим — ну, мол, какие еще такие непознанные подводные объекты? Нам и НЛО с лихвой хватает публику будоражить! Про то, что глубокая борозда на корпусе «К-219» имела не металлический цвет, какой бы образовался после серьезного столкновения с другой подлодкой, а совершенно иной (словно синеватой краской полито), в отчетах комиссии не прозвучало. «На всякий случай».
Однако опытный северодвинский подводник Тушин был уверен, что «К-219» утопила как раз та загадочная сила, но в те времена об этом было не принято говорить вслух, поэтому «аномальная» версия была робко озвучена только спустя годы после катастрофы. Так что неопознанные подводные объекты, как и «квакеры», так и остаются нераскрытыми тайнами Мирового океана.
Ну, а загадочный объект из Бермудского треугольника вольно или невольно (может быть, и случайно) стал фактически убийцей родившейся в Северодвинске советской субмарины…
Андрей МИХАЙЛОВ («Правда. Ру», специально для «Правды Севера»)
На снимке: АПЛ «К-219» после аварии в Бермудском треугольнике с «упавшими» от отсутствия давления в системе гидравлики рубочными рулями. Снимок сделан с борта вертолета ВМС США «Sea king».


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста