| Источник

Давно замечено, что с развитием общества количество и разнообразие развлечений растет. Существует и обратная связь: желание новых развлечений способствует прогрессу. Моралисты усматривают в этом падение нравов, однако забывают, что большинство развлечений не только дают отдых, но и развивают ум и тело. И чем дальше, тем больше…

 

Через интерфейс игры MyFarm десять тысяч пользователей смогут дистанционно выращивать злаки и овощи, кормить и выпасать скотину

Через интерфейс игры MyFarm десять тысяч пользователей смогут дистанционно выращивать злаки и овощи, кормить и выпасать скотину

РАСШИРЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

У современных футурологов есть любимая страшилка: они запугивают нас тем, что по мере совершенствования компьютеров и сетей все больше людей будет уходить в виртуальные миры. Угроза эта выглядит надуманной, поскольку исследования показали, что патологическая зависимость от развлечений, которые может дать виртуальность, присуща 1-2% населения, в основном молодежи (до 5%), что не превышает процент страдающих от лудомании (склонности к азартным играм). Проще говоря, если бы человек, который сегодня уходит в виртуальное пространство, порывая все связи с обществом, не имел такой возможности, он нашел бы себе удовлетворение в другом – в рулетке или наркотическом угаре.

Если же говорить о взрослых адекватных людях, то им куда интереснее использовать виртуальность для расширения собственных возможностей. И в этом смысле совершенно фантастические перспективы открываются перед технологиями, которые позволяют соединить иллюзорные миры, создаваемые компьютером, с реальностью.

И первое, что напрашивается, – снабдить подобными системами музеи. В Евросоюзе уже принят к реализации масштабный проект Lifeplus, который в корне изменит представление о музейном деле. Представьте себе: вы решили посетить римский Колизей. На входе в это величественное сооружение вам выдадут полупрозрачный шлем со встроенным компьютером. Слушаясь указаний электронного гида, вы пройдете под его высокими арками, подниметесь по лестницам, взглянете на знаменитую арену со стороны. Но при этом увидите не только голые стены и старые камни. Колизей оживет – вы встретите древних римлян, станете свидетелем боев гладиаторов и схваток диких зверей. Если же вам претят древние кровавые забавы, можете заказать реконструкцию строительства Колизея или историю местных археологических изысканий.

Подобную технологию можно применить где угодно: в картинных галереях, в аквапарках, в палеонтологических и зоологических музеях. Вполне можно говорить о том, что расширенная реальность – это своеобразная машина времени, позволяющая увидеть то, что исчезло, казалось, навсегда.

МИРНЫЕ ВОЙНЫ

Виртуальность дает еще одно несомненное преимущество – позволяет испытать себя в экстремальных условиях: на боксерском ринге, на поле боя, в воздушном сражении, в космосе, в глубинах океана. Причем не выходя из собственной квартиры. Трехмерные игры, моделирующие эти условия, давно в ходу, но они не дают ощущения присутствия, о котором мечтает потребитель. Десятки компаний игровой индустрии вкладывают миллионы долларов в приспособления (так называемые цифровые устройства с обратной связью), позволяющие по команде компьютера преобразовывать электрические импульсы в физические ощущения.

Проще всего оказалось сделать шлем, который воспроизводит на экране трехмерную картинку и через стереодинамики передает звук. В настоящее время функции шлема с успехом заменяют массивные очки-экраны.

Куда сложнее сконструировать дорожку, которая имитировала бы перемещения игрока в пространстве: ведь он может идти или бежать в любом направлении, приседать, падать, перекатываться и прочее. Над этой проблемой активно работает компания Virtual Space Devices, которая по заказу армии США выпустила уже третье поколение всенаправленной беговой дорожки iPlane. Погружение в виртуальность обеспечивается отсутствием инерционности – смена направления движения на ней тут же приводит к смене направления бега дорожки, причем в любую сторону. Пока выпущены единичные образцы, но они уже используются для подготовки спецназовцев, пожарных, полицейских. Без сомнения, такие дорожки найдут спрос и у игроманов.

ПЛАНЕТА АВАТАРОВ

Но как передать тактильные ощущения: прикосновения, давление, жар или холод? Оказывается, и это возможно! В июле 2010 года японские инженеры из Центрального университета Токио представили манипулятор ThermoGame, который меняет температуру ладоней пользователя в зависимости от происходящего в компьютерной игре. Ясно, что этого пока недостаточно, но манипулятор станет прототипом соответствующих перчаток.

Что касается воздействия на человеческое тело, то уже проходит испытания куртка фирмы Philips, которая плотно облегает игрока и через 64 вибрационных актуатора передает всю гамму ощущений, вплоть до болезненного удара. В сочетании с всенаправленной дорожкой и очками-экранами эта технология позволит почувствовать удовольствия и тяготы виртуального мира на своей шкуре.

Но что, если пользователь по каким-то причинам не может ходить или шевелиться? Ученые из японского университета Кэйо утверждают, что решили и эту проблему. Они заставили компьютер считывать биотоки в двигательной зоне коры головного мозга, и теперь инвалид может управлять своей цифровой копией (аватаром), которая будет путешествовать по виртуальному миру. Понятно, что такая разработка может пригодиться не только больным, но и вполне здоровым людям, которые захотят играть в игры, разработанные на основе этого изобретения.

Вполне реален и другой вариант. С помощью таких костюмов можно не только участвовать в игре, но и управлять человекоподобными роботами, которые находятся, например, на другой планете.

Только представьте! Пройдет совсем немного времени, и любой человек сможет свободно путешествовать в фантастических мирах, получая новые впечатления и ощущения. А что вы скажете об участии в боях роботов или в гонках по настоящей Луне? Трудно удержаться от соблазна, не правда ли?

ДИСТАНЦИОННОЕ ХОББИ

Не так давно некий Ричард Моррис, владеющий фермой Уимпол (реальной, а не виртуальной!), которая находится в Великобритании, близ Кембриджшира, предложил онлайновым игрокам в порядке эксперимента поуправлять принадлежащим ему хозяйством. Через интерфейс игры MyFarm десять тысяч пользователей смогут дистанционно выращивать злаки и овощи, кормить и выпасать скотину. Пока что возможности игроков ограничены – они принимают коллегиальные решения и должны прислушиваться к мнению специалистов (к примеру, коноплю или бананы в Уимполе выращивать нельзя), но со временем свобода выбора возрастет, а кроме того, можно будет пользоваться плодами своего труда – собранный урожай привезут прямо на дом!

Куртка фирмы Philips плотно облегает игрока и через 64 вибрационных актуатора передает всю гамму ощущений, вплоть до болезненного удара

Куртка фирмы Philips плотно облегает игрока и через 64 вибрационных актуатора передает всю гамму ощущений, вплоть до болезненного удара

Ах, какие открываются перспективы! Ведь точно таким же образом можно управлять и самой настоящей фабрикой или даже целым городом. Например, тем, в котором вы живете. Разумеется, под надзором специалистов и на компьютерной модели. Для начала. То-то будет всем радость: и чиновникам-управленцам, и обывателям-игрокам!

В общем, совершенно ясно, что новые виды развлечений будут получать все большее распространение. Главное – не забывать, что многообразие жизни не сводится только к ним. Иногда нужно и поработать.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста