| Источник

Призраки субмарин: неведомые хозяева глубин

Пытливый ум человека во все времена стремился к разгадке окружающих его тайн. Для удовлетворения своего любопытства, для понимания своей историй человек покоряет горные вершины, торит дорогу сквозь девственные леса, изобретает летательные аппараты, стремясь вырваться за пределы планеты. Однако есть на Земле стихия, изученная столь мало, что можно только удивляться стремлению человека вверх. Стихия эта — мировой океан!

Для покорения глубин человечество давно уже изобрело подводные лодки, служащие как мирным исследовательским целям, так и целям военным. Трудно сказать, сколько субмарин бороздят сейчас просторы мирового океана. Плавая под толщей воды, они зачастую связаны с сушей лишь призрачной ниточкой передающих приборов, и, когда что-нибудь случается с экипажем или подводной лодкой, не находится очевидцев, чтобы рассказать нам о произошедшем…

Думаю, все помнят о том, как в августе 2000 года весь мир с тревогой следил за спасательной операцией экипажа затонувшей атомной подлодки «Курск». 111 человек, заточенных в железном брюхе субмарины, спасти так и не удалось. Катастрофа эта получила широкий общественный резон&нс и повергла страну в траур.

Но, несмотря на это, вряд ли человек, не причастный к военно-морским силам, задумывается о том, как и почему происходит крушение подводных лодок. Между тем статистика говорит, что со времен окончания Второй мировой войны произошло более 200 случаев крушений, чрезвычайных происшествий и аварий, связанных с субмаринами. Погибли несколько тысяч человек.

Даже беглое знакомство со статистическими данными убеждает в том, что большинство аварий происходит вследствие выхода из строя специального оборудования и систем жизнеобеспечения подводной лодки. Это может быть как из-за некачественной работы конструкторов и проектировщиков, так и из-за недостаточной внимательности или квалификации экипажа. Другой распространенной причиной гибели подлодок являются навигационные ошибки, вследствие которых происходят столкновения субмарин с другими подводными лодками, надводными судами или природными объектами.

Но есть и еще одна причина, составляющая совсем небольшой процент от общего числа аварий. Причина эта — Непознанное…

Лодки-невидимки

Атомоход «Самара» вернулся на камчатскую базу из автономного плавания как раз незадолго до Нового 2003 года. Одна из лучших лодок ВМФ России удивила всех своим возвращением не только потому, что пришла раньше установленного срока, но и тем, что в ее легком корпусе зияло несколько пробоин. Само по себе это происшествие вовсе не было из ряда вон выходящим. Субмарина под водой может столкнуться с чем угодно: с другим кораблем, плавающим объектом, с пирсом и даже с коралловым рифом, как это случилось с подводным ракетоносцем Каспер-Юста.

Экипаж «Самары» в ходе плавания отмечал присутствие вблизи иностранных подлодок, но контакт с ними однозначно исключался. Более того, в момент, когда произошло столкновение, приборы не отметили вокруг никаких подводных или надводных объектов. Неожиданно гидроакустики и другие члены экипажа услышали хлопок, однако ракетоносец продолжал идти без сбоев. Доложили на центральный пост, проверили приборы и оборудование — поломок не обнаружили.

Все это время лодка шла в подводном положении с большим запасом глубины под килем, поэтому столкновение с донными объектами исключено.

А вот и другой, очень похожий, случай. В 1992 году подводная лодка К-447 форсировала пролив Лаперуза. Ничто не предвещало беды. Как вдруг произошел сильный удар. Лодка остановилась и начала крениться. Дойдя до 12 градусов, крен прекратился, субмарина выровнялась и пошла дальше. После автономного плавания при сдаче лодки водолазы обнаружили, что практически вся носовая часть ниже ватерлинии превратилась в одну огромную дыру. Только благодаря мощному двойному корпусу подлодке удалось успешно возвратиться на базу. Аварию списали на столкновение с затопленным айсбергом, и лодку поставили на ремонт. Однако, что произошло на самом деле, неизвестно до сих пор.

Гигантские жители океана

Описанные ниже происшествия — не единичные. Ни один командир подводной лодки не может вспомнить нечто подобное. Свидетелем необычного случая стал контр-адмирал О. Г. Чефонов, который распорядился занести увиденное в вахтенный журнал.

Атомный ракетоносец под командованием Чефонова возвращался на базу в надводном положении. Стоял туман, видимость оставляла желать лучшего. Внезапно на экране радиолокатора появилась цель, которая шла на пересечение курса лодки. Была отдана команда увеличить ход, однако объект тоже увеличил ход. Желая избежать столкновения, командир приказал остановить лодку, чтобы пропустить неизвестного. В ответ на этот маневр объект пошел на сближение. Решив, что незнакомец попросту не видит лодку, экипаж принялся подавать световые и звуковые сигналы, однако объект не реагировал, а продолжал приближаться с большой скоростью. С огромным напряжением команда ждала разрешения ситуации. Дойдя до субмарины, объект прошел под ней, но, вопреки ожиданиям, не вынырнул с другой стороны, а… бесследно исчез. Год спустя Чефонов снова вел свою лодку в надводном положении, когда на экране радиолокатора заметили опасно приближающуюся цель. Все повторилось, как в кошмарном сне: объект исчез, проплыв под субмариной.

Иногда встреченные моряками объекты светились, маневрировали, двигаясь с огромной скоростью, блокировали сигналы подлодок и даже вылетали из воды. Статистика встреч с неопознанными объектами в океане так велика, что не может быть даже наполовину раскрыта в пределах одной статьи.

Когда свидетельств подобного рода стало слишком много, по решению маршала А. А. Гречко была создана специальная группа для расследования, систематизации и изучения странных явлений. Поскольку командиры часто докладывали о странных квакающих звуках, которые были зафиксированы при столкновении с неопознанными подводными объектами, исследовательскую программу назвали «Квакер». Для реализации программы выделили людей и технику, однако в начале 80-х годов программу «Квакер» неожиданно закрыли, а собранные материалы засекретили.

Сотрудники Института морей Петербургской Академии наук придерживаются той точки зрения, что в океане до сих пор обитают древние, еще не известные науке, животные, обладающие высоким интеллектом. Например, совсем недавно ничего не было известно о гигантских кальмарах-ар-хитеврисах, мертвые туши которых иногда находят на берегу.

Не исключено, что «квакеры» принадлежат к китообразным, чьи органы чувств работают в акустическом диапазоне. Вероятно, подводные лодки интересуют животных и сбивают их с толку.

Пытаясь расшифровать записанные сигналы «квакеров», исследователи зашли в тупик. Главной проблемой стало то, что звуки невозможно было классифицировать. Одни считали, что сигналы эти явно технического происхождения, другие полагали их природу естественной. Некоторые звуки напоминали искаженные сигналы самих подводных лодок. Собранный материал был огромным, но столь противоречивым, что ученые просто терялись в догадках.

Пропавшие без вести

Печально известную подводную лодку «Даккар» Израиль приобрел у Королевского военно-морского флота Великобритании в 1968 году. Субмарину отремонтировали, перевооружили, и после проведенных испытаний команда вышла в море, взяв курс на Хайфу. 25 января капитан выходил на связь с сообщением об отсутствии неисправно-стей. Следующего сеанса связи не произошло, и 4 февраля после бесплодных поисков «Даккар» был объявлен пропавшим без вести. Примечательно, что 26 января моряки рыболовецкого судна наблюдали возле Крита странный подводный объект. Он был большим, ярко светился, но двигался абсолютно бесшумно.

Поиски подлодки не прекращались на протяжении 30 лет. Командование израильских ВМС пообещало вознаграждение в 300 ООО$ за любую информацию о местонахождении «Даккара».

29 мая 1999 года между Кипром и Критом на глубине 3000 метров был обнаружен подозрительный объект. Детально изучив снимки глубоководного робота, исследователи пришли к выводу, что это «Даккар». Обшивка корпуса не носила никаких следов повреждения, поэтому версии о нападении или подрыве на мине отпали сразу же. Возможно, поломка крылась внутри?

В том же 1968 году, но двумя днями позже, в тысяче миль к западу от места пропажи «Даккара» проходили учения французских военно-морских сил. В какой-то момент субмарина «Минерва» передала, что начинает преследование неопознанного объекта, появившегося на экране гидролокатора. На глубине 58 метров связь с подлодкой прервалась.

В спасательной операции принимали участие несколько десятков кораблей и самолетов из пяти стран, однако ни малейшего следа «Минервы» не обнаружили. Во время поисковых работ в зоне поисков то и дело фиксировался и тут же пропадал неопознанный подводный объект.
«Минерва», не была первой французской подлодкой, исчезнувшей в этом районе. В разное время в той же акватории по неясным причинам пропали субмарины «Сибиль», U-2326 и «Эредис». Изо всех четырех найдена была только «Сибиль». Она лежала на глубине 800 метров, но причины аварии установить не удалось.

Конец 60-х и начало 70-х годов были буквально переполнены сообщениями об НПО (Неопознанных Подводных Объектах). В разных частях планеты то и дело наблюдались неизвестные подводные лодки, обладающие невиданными техническими характеристиками. Дело чуть не дошло до международного конфликта между США, Норвегией и СССР. Советский Союз подозревали в разработке сверхмощного секретного подводного оружия. Доказательств, однако, не было. Да и командование ВМФ СССР официально заявляло об отсутствии у них подводных лодок с подобными техническими мощностями. Случай в водах Индонезии в том же 1968 году положил начало урегулированию конфликта.

Подводная лодка класса «Скорпион» была гордостью американского флота. Этот 3000-тонный атомоход считался наиболее надежным кораблем во всем ВМФ. Во время учений у берегов Индонезии «Скорпион» обнаружил неподалеку неизвестный маневрирующий объект и решил пойти на сближение. Неожи-г данно произошло столкновение, последовал сильный взрыв, после чего и подлодка, и неизвестный объект затонули.

С корабля сопровождения оперативно спустили водолазов, чтобы оценить степень повреждения и возможности извлечения лодки на поверхность. Водолазы успели только поднять наверх что-то, похожее на кусок обшивки, и сфотографировать измятый и словно разорванный на части корпус субмарины. А дальше началось что-то непонятное.

Гидроакустики сообщили, что в районе катастрофы появилось несколько огромных подводных объектов, которые накрыли место крушения защитным куполом, не пропускающим никаких сигналов. В ожидании прошло несколько часов. Неожиданно таинственные объекты исчезли, а на месте катастрофы не оказалось никаких обломков!

Фрагмент обшивки, который успели поднять, был позже проанализирован. Состав металла привел ученых в окончательное недоумение — ничего подобного до сих пор на Земле не встречалось.

Казалось бы, обилие информации и технические средства, привлекавшиеся для раскрытия этих загадочных событий, должны были бы давно привести к разгадке тайны океанских глубин. Возможно, так и случилось. Но почему большинство исследований были законсервированы? Почему никакие подробности не сообщаются широкой общественности?

Как будоражит воображение вопрос о том, кто обитает в глубине мирового океана! Может быть, это инопланетяне устроили под водой свои тайные базы и ведут скрытое наблюдение за человечеством? А возможно, под огромной толщей воды обитает еще одна земная цивилизация — более древняя, более развитая технически. Враждебны или дружественны человечеству эти неведомые силы? Гибель наших моряков делает этот вопрос еще более насущным.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста