| Источник

Каждый народ имеет большое количество суеверий, знамений и примет, которые предвещают приближение смерти.

В качестве примера можно привести часы, которые либо останавливались, либо начинали идти в неподходящее время. Нарушение хода времени предупреждало людей о том, что смерть выбрала их дом. Знаком скорой смерти у многих народов считалась и зажженная свеча, если воск с нее плавился, стекая со всех сторон, окутывая, словно саван. Кроме того, посланниками смерти считались птицы. Они, считалось, должны были сопровождать душу человека в иной мир. Если птица влетала в окно или билась о стекла, все это считалось дурным знамением для жителей данного дома.

Кроме вполне реальных предзнаменований, в мире существуют верования в призрачных фигур, которые бродили по улицам и полям, ожидая, когда представится удобный случай для сообщения кому-то роковой вести. И очень часто людям было достаточно увидеть призрак, чтобы накликать беду.

В западной части Франции, в Бретани, на дорогах очень часто можно было встретить призрака, которого назвали Анку. Как правило, его видели рядом со своей повозкой, которую везли скелеты лошадей. Люди, которые слышали грохот от его повозки, боялись даже выглянуть на улицу, чтобы не привлечь внимание Анку, потому как это означало неминуемую смерть. Анку был высоким и изможденным, одет во все черное, с белыми длинными волосами, на плече нес косу, которая была заточена о человеческую кость. Его глазницы были пусты, но нюх был очень острым. С его помощью призрак вынюхивал тех, кто не успел спрятаться. Никаких данных относительно того, кем на самом деле при жизни был этот призрак, нет. Одни люди говорили о том, что это Каин, один из первых людей, убивший своего брата. Другие были уверены в том, что это дух человека, который умер последним в предыдущем году и который пришел за компанией для себя. При таком различии во взглядах, все сходили во мнении, что Анку – это воплощение самой смерти. Все, кто встречал Анку, умирали очень быстро.

В Ирландии и Шотландии на людей нагоняло страху еще одно видение, которое называлось «плакальщицами». Как правило, это были призраки-колдуньи, которые жили у укромных прудов и удаленных ручьев. Они постоянно стояли на коленях у воды, стирая окровавленные саваны и напевая погребальные мелодии. Если какой-либо проезжавший мимо человек набирался смелости, чтобы заговорить с плакальщицей, то она называла имена всех тех, кому в ближайшее время суждено умереть. Также колдунья могла рассказать о судьбе самого путника.

Согласно одной из легенд, при жизни плакальщица была молодой девушкой, которая умерла во время родов. С тех пор она стирает погребальные одежды всех тех, кому суждено умереть. Некоторые люди уверены в том, что плакальщица – это призрак кого-то из членов семьи, который появляется перед смертью родственников. Все, кто видел плакальщицу, описывает ее, как костлявую, белую, с длинными волосами, и красными от слез глазами. Призрак всю ночь ходил вокруг дома, а ее вопли невозможно было не слышать. Время от времени ее лицо появлялось в окнах. Поговаривали, что таким образом плакальщица высматривала того, кто умрет. И подзывала его к себе. И тому не оставалось ничего другого, кроме как последовать за плакальщицей.

Еще одним призраком, наводящим страх на людей, была так называемая Черная Раковина. Ее часто видели на Британских островах. Все очевидцы описывали ее, как огромную лохматую черную собаку, с глазами-блюдцами, которые горели в темноте красным светом. Люди верили в то, что этот призрак был призраком собаки норвежского бога войны Одина. По ночам страшный призрак охотился на запоздавших путников в полях, также его часто видели на болотах и побережье. Все, кто повстречал Черную Раковину и встретился с ней глазами, застывал на месте, завороженный взглядом, а призрак исчезал. После такой встречи человеку оставалось жить считанные дни.

Очень часто на кладбищах люди встречали мертвецов со свечками. Люди верили в то, что все, кто увидит эти огоньки, обязательно умрет в скором времени. Несмотря на то, что в настоящее время эти огоньки получили вполне логичное объяснение (появление огоньков связано с определенным состоянием атмосферы, либо же горением газов при разложении погибшего растения или животного). Однако наши предки ничего подобного не знали, поэтому считали эти огоньки пришельцами с того света, которые хотят причинить вред живым. Некоторые были настолько безрассудными, что пускались догонять огоньки, и очень часто сбивались с дороги, попадали в болото или трясину. В Германии люди верили в то, что такие огоньки являются призраками тех, кто украл землю у соседей. Финны верили в то, что это души детей, которых похоронили в лесу. Жители северной Европы утверждали, что эти огоньки – это души древних воинов, которые охраняли сокровища, зарытые в могилах. При таком разнообразии домыслов все сходили в одном: следовать за огоньками смертельно опасно.

В восточнославянской мифологии также присутствуют демонологические существа и духи, которые принято делить на злых и добрых. Прежде чем рассказать о них подробнее, следует отметить, что представления, которые сложились о нечистой силе в народе, четко отражают христианский дуализм божественного и нечистого. В народном сознании укоренилось мнение, что нечистая сила может появиться из петушиного яйца. Она вездесуща, хотя личное ее пространство ограничивается дебрями, пустошами, трясинами и непроходимыми болотами, перекрестками, пещерами, водоворотами.

Внешне нечистая сила многолика, расплывчата, изменчива и неопределенна, способна перевоплощаться. Наиболее распространенным обликом нечисти является человеческий облик с определенным аномальным признаком – остроголовостью, хвостатостью, рогатостью, хромотой, волосатостью, когтями.

Нередко нечисть может явиться человеку и в виде животного: белки, зайца, кошки, собаки, мыши, свиньи, рыбы, змеи, сороки. Кроме того, нечистая сила может принимать облик неодушевленных предметов – камней, катающегося клубка, колеса, столба пыли или воды, вихря.

Существует очень много различных видов нечистой силы, но наибольший интерес вызывает та, которая постоянно находится рядом с человеком. Домашняя нечисть бывает не только плохой, но и доброй.

К злым духам относились: банник, баечник, злыдни, овинник, дворовой, леший и кикимора.

Банником называют злого духа, который живет в бане за каменкой. Баня, как известно, строилась всегда на некотором отдалении от человеческого жилья и считалась таинственным местом. Выглядит этот дух как пузатый голый старик, с косматой бородой до колен. Он редко показывается людям. Он очень сильный и опасный, может не только ошпарить кипятком, но и задушить. Поэтому, чтобы не злить банника, люди соблюдали определенные правила: парились в строго определенное время и только в три смены. Исключение делалось только для рожениц и выходивших замуж. Интересно, что на Руси рожали исключительно в бане. Несмотря на то, что банник был самым лютым из домашней нечисти, он мог уберечь роженицу от остальных злых духов.

Еще один злой дух, баечник, как правило, появляется в тех случаях, когда на ночь рассказывали страшные истории. Он ходит босиком, и стоит над спящим с протянутыми руками до тех пор, пока тому не приснится все рассказанное на ночь и он не проснется в холодном поту. С баечником лучше не заговаривать, поскольку это грозит серьезной болезнью.

Много хлопот людям доставляют маленькие злые существа, которые живут за печкой – злыдни. У них маленький рост и неугомонный характер. Злыдни способны приносить дому, в котором обитают, одни несчастья: каким бы богатым ни был хозяин дома, все его богатство быстро пропадет и наступит нищета.

Одним из самых злых духов является овинник. Его очень трудно задобрить, если тот рассердится. Овинник похож на большого кота с глазами, горящими, как каленые угли. Если этого духа разгневать, то он в наказание может устроить пожар. Овинник может делать и добро, но это бывает очень редко. Как правило, у него одна рука голая и длинная (ею он и устраивает пожары). Другой рукой, мохнатой, дух начаровывает богатство девушкам.

Дворовой живет за пределами дома – в хозяйственных постройках и во дворе. Он не очень симпатичен и совсем недружелюбен. Точно описать, как выглядит дворовой, не может никто. Единственное, что известно: он не очень высокого роста, широк в плечах, сутулится, все тело покрыто темной густой шерстью.

Как правило, дворовой не пускает во двор прочую нечисть. Но кроме этого, его нелюбовь к чужакам может доходить до абсурда. Если во дворе появляются новые животные или домашний скот, то дворовой может даже удавить их. Только собаки и козы этого духа не боятся.

Еще одним злым духом считается леший. Несмотря на то, что живет он в лесу, люди также часто с ним встречаются, потому, как в лесу собирают ягоды и грибы, ходят туда на охоту. Раньше люди всякий раз, как оказывались в лесу, оставляли откупное лешему: хлебную горбушку или первую подстреленную дичь. Костров никогда не оставляли, поскольку леший огня не любит, не ложились спать на тропинках, не ссорились. Несмотря на все эти предосторожности, все равно страдали от его проделок.

Леший – оборотень-невидимка. Но люди настолько близко с ним сталкивались, что могли подробно описать. Волосы, борода и глаза у него зеленого цвета. Бровей, зрачков и ресниц нет. Может быть укутанным только в свой мех, а может быть одетым, но всегда без головного убора. Лапти на его ногах всегда перепутаны. Ростом леший выше человека, говорить он не умеет, но способен издавать различные звуки: плач, стон, хохот, рыдания.

Злые домашние духи могут быть и женского рода. Одним из таких духов является кикимора или жена домового. У нее очень тяжелый нрав. Кикимора маленькая и тощенькая, но очень злая и коварная. Уследить за ней невозможно, поскольку она очень увертливая и быстрая. Злые колдуны, которые были ее учителями, научили ее волшебству.

К доброй нечисти относятся: баган, конюшник, домовой, коловерши.

Баган считается духом-покровителем домашнего скота, который защищает его от болезней и умножает приплод. Если баган разозлится, то сам убивает животных. Обычно для багана в хлевах отводится немного места для маленьких яслей, наполненных сеном. Когда коровы или овцы приносят приплод, их кормят сеном из этих яслей как целебным лекарством.

Конюшник является покровителем лошадей. Очень часто его представляют в облике человека, но с конским хвостом и ушами. У каждого хозяина есть свой конюшник, который заботится о том, чтобы лошади водились, защищает от болезней и от хищных зверей.

Пожалуй, одним из наиболее известных домашних духов считается домовой. В древности его чтили как основателя и владыку рода. Домовой выглядит как старик небольшого роста, с большими руками и широкими ладонями, полностью покрытый косматой теплой шерстью. Его редко можно увидеть, потому как домовой очень осторожен и старается не попадаться на глаза. Поэтому чаще его можно услышать: он по ночам бродит по дому, бормочет, вздыхает. Считается, что домовой способен предсказывать будущее: если ожидается что-либо хорошее, он хлопает в ладоши, если плохое – плачет. Домовой охраняет дом от пожаров и воров, в случае опасности может разбудить хозяина.

Домовой любит те дома, где царит порядок и мир. В таких домах он помогает по мере своих сил. Там же, где постоянно ругаются, а хозяйство в упадке, он начинает вредить и может довести до полного разорения.

У домового есть помощники – коловерши, которые внешне очень похожи на черных кошек.

Чтобы защитить себя от нечистой силы, люди издавна использовали травы-обереги, в частности, полынь, мак, крапиву, но иногда они сознательно вступали в союз с нечистью, особенно при гадании.


Комментарии: (1)

  • Все что перечислено — наваждения. Область сознания
    людей пугливых, больных, ограниченных — результат
    слабо мыслящих и верящих во всякую ерунду и болтающих об этом. Если сказать то, что дали людям
    типа молитвы: «Прошу защиты Бога от наваждений!» — например Он предлагал в Коране говорить это читая, книга-то — живая история племен и народов и что с ними происходило и что произойдет с другими
    — когда придет время расчета и суда.

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста