| Источник

Подводная лодка для... Наполеона

В 1814 году после поражения в войне с Россией французский император был низложен и отправлен в ссылку на остров Эльба, находящийся в Средиземном море. Однако, сумев обмануть приставленных к нему комиссаров, Наполеон в 1815 году с помощью своих солдат захватил стоявшие в порту корабли и высадился во Франции. Популярность императора в народе оказалась настолько высока, что ему нигде не оказали серьезного сопротивления. И все же 18 июня 1815 года его войска потерпели поражение…

После этого Наполеон сдался в плен англичанам и был отправлен в ссылку на остров Святой Елены в южной Атлантике. Это совсем маленький кусочек суши, на котором в то время проживали около 6 тысяч человек.

Грандиозные планы

Надо признать, что Наполеон не был бы самим собой, если бы не попытался сбежать из заточения. Он постоянно разрабатывал варианты побега с острова Святой Елены. У Бонапарта были сторонники, которые тоже не сидели сложа руки. Признаться, их замыслы имели грандиозный размах!

Еще в 1797 году американский конструктор Фул-тон направил в Директорию письмо с предложением уничтожить английский флот из-под воды с помощью особых аппаратов, способных плыть на глубине.

С изобретателем заключили контракт, он взялся за работу, а уже в мае 1800 года подводное судно спустили на воду. Оно имело в длину 21 фут и 4 дюйма, ширину 7 футов, при наличии 3 иллюминаторов, которые позволяли визуально ориентироваться. Для движения под водой использовался винт из четырех лопастей, который через систему передач крутили два матроса. Подводную лодку назвали именем морского моллюска «Наутилус». Он принял участие в действиях против английского флота, а 12 сентября вышел из Гавра и после трех дней автономного плавания, преодолев 50 миль, дважды пытался подвести мины под днища британских кораблей. Но из этой затеи ничего не вышло.

После прихода к власти Наполеона Фултон отправился к нему на аудиенцию и попросил кредит в 57 тысяч франков для строительства более совершенного корабля и изготовления 20 мин. Однако идеи изобретателя не вызвали у Бонапарта энтузиазма. После этого Фултон за свой счет построил усовершенствованный «Наутилус-2», а 3 июля 1801 году в Бресте во главе команды из трех человек выполнил пробное погружение на глубину 35 футов. Затем последовали испытания в надводном положении под парусом. Использование баллона со сжатым воздухом с давлением в 200 атмосфер позволило довести время подводного плавания до 6 часов. Последние испытания провели в присутствии комиссий Морского министерства и Академии наук. На рейде порта Брест поставили на якорь старый барк, Фултон под водой по компасу вышел к цели, подвел мину под дно корабля и взорвал его. О результатах доложили Наполеону. Но тот и на этот раз отказался от реализации проекта.

Остров забвения

Надо отметить, что бывший французский император обладал совершено уникальной памятью. Пребывая на Святой Елене, он держал в голове подробную информацию обо всех его сражениях, которую диктовал секретарям. Безусловно, помнил он и о предложенном проекте «Наутилуса». Вот тогда у него возник план: сбежать с острова на подводной лодке Фултона.

Но где взять средства на постройку нового подводного аппарата? Уже через много лет историки выяснили интересную информацию: в банке Лаффина в Амстердаме у Бонапарта имелся счет на сумму 100 миллионов франков.

Его брат Иосиф купил к северу от Нью-Йорка большой участок земли, и туда переехали жить немало людей, бежавших от преследования Бурбонов во Франции. Многие из них получили пожизненные пенсии от неизвестного фонда. Ясно, что им являлись личные средства Бонапарта.

Иосиф мог договориться о постройке подводной лодки с известной компанией Роберта Фултона, которую после смерти конструктора возглавил его помощник Ливингстон. Американским исследователям еще в XIX веке удалось выяснить, что в период нахождения Наполеона на острове в США велось строительство «Наутилуса-3», который по размерам превышал своих предыдущих собратьев, а также имел более продолжительную длительность подводного плавания.

Обратим внимание еще и на следующий интересный факт. На Святой Елене находились комиссары от России, Австрии и Пруссии. Из сообщений, посланных русским представителем Бальменом царю Александру I следует:

«С 16 июня 1816 года по апрель 1820 года на острове побывали 73 корабля. Почти все они были английскими, за исключением четырех: два принадлежали России и два пришли из США». В том, что остров посещали русские суда, нет ничего удивительного, ибо в то время они часто совершали кругосветные плавания в целях поддержания связи между европейской Россией и Дальним Востоком.

Визитеры из Америки

Подозрительно было то, что американские парусники здесь никогда раньше не появлялись. Зашедшие из США суда носили названия «Океан» и «Леди Кеннеди». Их капитаном был один и тот же человек по фамилии Джонсон. Из наблюдений комиссара следовало, что он сознательно задерживал пребывание своих кораблей в порту, изучал географию острова, направление ветров и течений.

Все это навело Бальмена на мысль, что проживающие в Америке бонапартисты готовят побег своему лидеру. Из исследований американских историков следует, что к постройке «Наутилуса-3» был причастен тот же самый Джонсон, хорошо знавший особенности плавания в данном регионе, розу ветров, характеристику побережья Святой Елены и возможности кораблей охраны. Опытный мореплаватель занимался подбором экипажа для подводной лодки, ее спуском на воду и тренировкой команды.

Но как же это можно было осуществить? Схема действий была приблизительно такова.
«Наутилус-3» на борту быстроходного клипера под командованием капитана Джонсона отправляется к острову. Корабль, прибыв в заданный район, ложится в дрейф на расстоянии, с которого его не может обнаружить береговая охрана. Ночью подводная лодка, двигаясь в надводном положении под парусом, входит в бухту, расположенную вблизи тех мест, где обычно прогуливается Наполеон, и маскируется. После обеда Бонапарт часто совершал конную поездку вдоль берега моря по 10-мильному маршруту, его сопровождали несколько английских офицеров, которые ехали сзади на расстоянии.

Экипажу «Наутилуса-3» не представляло труда перестрелять конвоиров из кустов, после чего они вместе с Наполеоном садились бы в подводную лодку, опускались на глубину и в погруженном состоянии отплывали от острова. Когда на место побега прибыли бы английские солдаты, они бы не обнаружили ни кораблей в море, ни воздушных шаров в воздухе — следовательно, беглеца бы искали на самом острове и в порту.

В тропиках темнеет рано, и с наступлением ночи «Наутилус-3» всплыл, а далее под парусом, используя попутный ветер, к утру добрался бы до клипера. Приготовленный парусник мог оторваться от любого английского военного корабля, и поэтому у Бонапарта были все шансы прибыть на нем в США. Невзирая на хитроумный и детально разработанный план, побег все же не состоялся. Помешала смерть — 5 мая 1821 года свергнутый император скончался.

Еще в июле 1817 года личный врач О’Мара обнаружил у своего пациента первые признаки отравления и сообщил об этом русскому комиссару. Судя по всему, английский губернатор догадался, что его узник задумал хитроумный побег, который предотвратить не удастся, и поэтому отдал приказ об отравлении.

А что было бы, если бы побег с острова все-таки состоялся? Безусловно, это привело бы к более раннему свержению Бурбонов во Франции и возвращению династии Бонапартов (племянник Наполеона пришел к власти в 1848 году). Не исключено, что Наполеон, перебравшись в США, тоже не стал бы сидеть сложа руки — жажда власти непременно заставила бы его действовать. А с его умом, харизмой и известностью он вполне мог бы добиться больших политических успехов и даже (чем черт не шутит») стать политическим лидером США.

История подводного флота тоже бы развивалась по-другому. Спасение императора стало бы большим толчком к развитию подобных проектов в других странах, что привело бы к появлению подводного флота гораздо раньше, чем это случилось на самом деле.

 

Александр ЛАЗАРЕВ


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста