| Источник
Фото: istorya.ru

Фото: istorya.ru

Имя гениального английского физика, математика и астронома Исаака Ньютона всем хорошо известно еще со школы. Но мало кто знает, что Ньютон около тридцати лет своей жизни отдал… алхимии, поискам философского камня, способного превратить любой металл в золото, а также поискам богословских истин.

В XIX веке был случайно найден сундук с записями Ньютона, ранее не известными исследователям. В 1936 году эти рукописи продавались на аукционе Сотби в Лондоне. Американская исследовательница Доббс сумела прочесть часть этих материалов и выяснила, что Ньютон искал способы извлечения «ртути металлов».
Вторая половина XVII — начало XVIII веков — это годы расцвета алхимической науки. В колледже Святой Троицы в Кембридже, где Ньютон учился, а потом много лет был профессором математики, существовала неплохая химическая лаборатория. Его старшие коллеги профессора Рей и Барроу приобщили Ньютона к химическим, вернее к алхимическим занятиям. Ньютон проштудировал по алхимии все, что только мог достать. В его библиотеке и сейчас хранятся эти труды. Некоторые из них переписаны рукой Ньютона. Страницы все в пятнах от реактивов, края их кое-где обгорели. Ньютон сутками возился с тиглями, стоял у горна, вновь и вновь смешивал разные порошки и растворы…

В Средние века знали всего семь металлов: золото, серебро, железо, медь, олово, свинец и ртуть. Первые шесть, как известно, можно расплавить и получить тем самым, как считали тогда, их первичную сущность — абстрактную «философскую ртуть», отличную от обычной. В металлической руде всегда имеются примеси, они и «соблазняли» тогдашних химиков и металлургов.
Ньютон очень страдал от химических отравлений, особенно ртутью, но вопреки всему продолжал свои алхимические опыты. Само по себе золото его мало интересовало. Он искал «философский камень» и время от времени будто бы находил его. Во всяком случае, однажды в лабораторной тетради Ньютона появилась запись: «Видел философский камень!»

Алхимия стала интеллектуальной эпидемией XVII века. Англичане завидовали голландцам, считая, что тем уже удалось получить «философский камень», голландцы — итальянцам. Итальянцы же думали, что истинный секрет известен лишь англичанам. Всем им завидовали немцы. Кстати, секретарем тайного общества по изготовлению золота в Нюрнберге был знаменитый Лейбниц.
Иногда Ньютон начинал сомневаться в целесообразности своих занятий. В августе 1692 года он писал философу Джону Локку, что ни один из «удачливых» алхимиков, будто бы получавших золото, не стал богачом.
Алхимики с давних пор признавали лишь те свойства вещества, которые можно было непосредственно ощутить с помощью органов чувств. Это — тяжесть, легкость, влажность, сухость, а также вкусовые ощущения — соленость, сладость, горечь и т.д. Измерений они почти никогда не делали. Ньютон проявил себя новатором: при проведении химических реакций он стал применять методы количественного анализа.
Поразительно, что мы не знаем открытий Ньютона в химии. А их было немало. Сейчас американский исследователь
Ричард Попкин готовит 12-томное издание «рукописей из сундука 1696 года». Может быть, когда выйдут в свет эти тома, загадки эти разъяснятся…
У Ньютона было еще одно увлечение, отнимавшее у него, как и алхимические опыты, немало драгоценного времени. На протяжении многих лет он занимался анализом текстов Библии. В продолжение темы и развитие раздела «Наука» в библиотеке форума http://forum-orion.com/viewforum.php?f=453 добавим, что когда биографы Ньютона упоминают об этом, они стыдливо замечают, что эти занятия были для него лишь отдыхом после проблем физики и математики, так сказать, игрой для гениального ума. Но это не совсем так. В библиотеке Ньютона много богословских книг, а объем его рукописей, связанных с Библией и с библейской историей, весьма значителен.
По убеждению Ньютона, единственно истинной была древняя религия времен Ноя, когда люди поклонялись единому Богу, Творцу всего сущего и молились в храмах, в центре которых пылал огонь — символ гелиоцентрической Вселенной. Основные принципы этой первоначальной религии, по Ньютону, были просты: «Вера в то, что мир создан верховным Богом и им же управляется; любовь к нему и почитание его; почет, воздаваемый родителям; завет любить ближнего своего как самого себя; сострадание даже к диким зверям». Когда же произошло расселение народов, истинная религия, по мнению Ньютона, была искажена. Многие народы стали отождествлять с богами своих царей и героев, возникло многобожие. Особенный вред нанесло появление геоцентрической системы мира Птолемея.
Ньютон утверждал, что истинная религия открывается людям через изучение природы. Инструмент познания всего сущего, а значит и Божественного промысла — это наука. Исследуя природу, человек познает безграничную мудрость Творца, а постигая смысл библейских пророчеств, узнает о намерениях Бога относительно будущего человечества.

В своей работе «Толкование к пророчествам Даниила и Апокалипсиса» Ньютон разработал метод, который в наше время назвали бы системным. Он сформулировал правила однозначной интерпретации пророчеств, составил словарь библейских символов и каталог 70 пророчеств. Его целью было добраться до подлинного текста Библии, еще неискаженного церковью и поколениями переписчиков, услышать в пророчествах метафорическую речь самого Бога.
Основываясь на текстах Библии, Ньютон делает попытку математическими методами определить дату Второго пришествия и Страшного суда. Сначала он полагал, что Страшный суд будет в 1867 году, потом, что это случится в 2060 году. В старости, правда, он отказался от намерения использовать Библию для предсказания будущих событий.
Ньютон занимался и древней историей. Он стремился увязать светскую и библейскую историю, беря за основу Библию. Для этого ему пришлось укоротить, к примеру, историю Древнего Египта. Делал он это весьма своеобразно. Многих царей, имевших одно имя, он засчитывал за одного царя, который якобы правил не более 18—20 лет. Таким образом, египетское государство появилось, по Ньютону, только в XI веке до н. э., тогда как согласно современным представлениям Верхний и Нижний Египет были объединены в одно государство в начале III тысячелетия до н. э. Разница получается в двадцать веков.
Но даже и ошибаясь, Ньютон сумел проявить себя новатором и здесь, на ниве исторической хронологии. При установлении дат исторических событий он первым использовал данные астрономии, сократил явно раздутые сроки мифических царствований некоторых фараонов, выявил сходные мифы и обратил внимание на близость некоторых культов и культур.
Ньютон считал, что Бог, создав Вселенную, после Акта Творения мало вмешивается в ее дела. Мироздание подчиняется определенным законам. Ньютон постоянно восхищался величием Бога-Творца, чудом дел Господних. Луна, например, писал он, вращается вокруг Земли со скоростью, которая не дает ей возможности упасть на Землю, а с другой стороны, Луна не может вообще оторваться от Земли. Разве это не чудо?

Вместе с тем Ньютон полагал, что с течением времени, скажем, во вращении планеты вокруг Солнца накапливается ошибка — и Богу приходится периодически «вносить поправку», корректировать это движение, чтобы планета не ушла с предуказанной ей орбиты. Кстати, это утверждение Ньютона вызвало резкий отпор Готфрида Лейбница, заявившего, что идея Ньютона, будто Творцу приходится постоянно подправлять Вселенную, богохульна. Разве всемогущий Господь сразу не мог создать абсолютно совершенную Вселенную?
Работая в колледже Святой Троицы, Ньютон по иронии судьбы отрицал канонический догмат о троичности Бога, не считал Иисуса Христа равным Богу-отцу. Видимо, по этой причине он не публиковал свои богословские сочинения. Они увидели свет лишь после его смерти. Публично посягать на догматы церкви было слишком опасно даже для Ньютона.
Мы знаем теперь, что Ньютон был одним из виднейших представителей английской Реформации. Вокруг него образовался богословский кружок, из которого вышли некоторые деятели этого религиозного движения. Сам же Ньютон был в достаточной степени осторожен, чтобы не связывать напрямую свое имя с различными «еретическими» учениями. Надо сказать, что официальная англиканская церковь с большой настороженностью относилась к богословской деятельности Ньютона. Но, к счастью, он все-таки не подвергся преследованиям. Объясняется это, видимо, тем, что о его «еретических» взглядах стало известно довольно поздно, когда он был уже очень стар и очень знаменит.
«Нам, россиянам, особенно интересно то, что у Ньютона были связи с Россией, — пишет в одной из своих работ кандидат исторических наук В. Мицуров. — В январе и апреле 1698 года молодой Петр Первый несколько раз посетил Лондонский Монетный двор, смотрителем которого был в то время Ньютон. Вероятно, Петр и Ньютон встречались». В 1713 году Ньютон выпустил второе издание своего главного труда «Математические начала натуральной философии». Сохранился список рассылки авторских экземпляров этой книги, в которой первым адресатом был царь Петр.
В октябре 1714 года в Лондон пришло письмо от светлейшего князя А.Д. Мен-шикова с просьбой принять его в члены Королевского Общества (Британской Академии наук). Ньютон, как президент этого общества, отвечает Меншикову: «Поскольку Королевскому Обществу известно стало, что Император Ваш, Его Царское Величество, с величайшим рвением развивает во владениях своих искусства и науки и что Вы служением Вашим помогаете Ему не только в управлении делами военными и гражданскими, но прежде всего также в распространении хороших книг и наук, постольку все мы исполнились радостью, когда английские негоцианты дали знать нам о желании Вашего Превосходительства по высочайшей просвещенности, особому стремлению к наукам, а также вследствие любви к народу нашему, присоединиться к нашему Обществу. По обычаю мы прекратили собираться до окончания лета и осени. Но, услышав про сказанное, все мы собрались, чтобы избрать Ваше Превосходительство, и при этом все были единогласны. И теперь, пользуясь первым же собранием, мы подтверждаем это избрание дипломом, скрепленным печатью нашего Общества».

Уже после смерти Петра I в Петербурге по его замыслу начала работать Академия наук. 2 марта 1727 года незадолго до своей кончины 85-летний Ньютон провел заседание Лондонского Королевского Общества, где обсуждалось письмо
Петербургской академии. В письме выражалась надежда на регулярные связи между научными центрами двух стран. Члены Петербургской академии писали, что хотели бы представлять свои доклады Королевскому Обществу и получать от него их оценку. В ответ на это обращение Королевское общество выразило согласие на тесное сотрудничество с Петербургской Академией наук.
…К концу жизни Исаак Ньютон охватил всю физику и механику, внес свой вклад в учения о теплоте, свете и звуке, породил ряд блестящих идей в области электрических и магнитных явлений. Система мира, созданная им, оказалась той отправной точкой, от которой, в сущности, и началось поступательное движение современной науки. Знаменитый английский поэт Александр Поп, его современник, так сказал о нем: «Мир погружен был во тьму, но Бог сказал: «Да будет Ньютон!» И все осветилось…»


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста