| Источник

Он в этот момент высунул голову из-под стола, так что моя сабля прошла в сантиметре от его физиономии!

Вий

Монстры в фильме делятся на три группы — загримированные актёры, аниматроники-куклы и полностью виртуальные трёхмерные чудовища. Фото: kinopoisk.ru

Да уж… Пятерых человек из нашей киногруппы уже нет в живых… Зато есть и хорошие события: наш актер Леша Чадов взял в жены другую нашу актрису Агнию Дитковските: они то скандалили, то мирились. И наконец стали супругами. Такая вот мистика…

Вий

Только цифра

По данным «Википедии», бюджет фильма «Вий» 3D — $26 млн.
Прикинь!
* Как рассказал Александр Куликов, продюсер фильма «Вий» 3D, часть реквизита картины «позаимствована» у создателей триллера «Ван Хельсинг» с Хью Джекманом в главной роли.
История кино
* Отечественные и зарубежные киношники не раз брались за экранизацию «Вия». Первый фильм был снят пионером русского кинематографа Василием Гончаровым в 1909 году. Лента не сохранилась, равно как и следующая постановка 1912 года. Зато фильм 1916 года — в постановке Владислава Старевича, работающего в технике кукольной анимации, — целехонек.
* В 1960-м итальянец Марио Бава по повести Гоголя поставил картину «Маска сатаны». Стивен Кинг и телеканал «Bravo» включили эту ленту в список 100 наиболее страшных фильмов за всю историю кино. А в Великобритании из-за чрезмерной жестокости ее восемь лет не пускали на экраны.
* Возмутившись работой итальянца, который, по их мнению, использовал нашу классику для низких коммерческих целей, к экранизации «Вия» приступили молодые советские режиссеры Ершов и Кропачев (позже к ним присоединился киносказочник Птушко). В 1967 году они сняли знаменитый фильм с Куравлевым и Варлей в главных ролях.
* В 1990-м на историю о Панночке и Хоме замахнулись югославы и сделали колоритный ужастик «Святое место». (Не путать с одноименным фильмом США 2007 г.)
* В 2006 году режиссер Олег Фесенко выпустил картину «Ведьма» с Валерием Николаевым и Евгенией Крюковой в главных ролях. В титрах сказано, что она снята по мотивам повести Гоголя.

Чертова дюжина тайн советского «Вия»

1. Роль Панночки поначалу играла Александра Завьялова — Пистемея из сериала «Тени исчезают в полдень». Но когда примерно половина ленты была снята, по настоянию руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева актрису поменяли на Наталью Варлей (пробы проходили Елена Санько, Ада Роговцева, Жанна Болотова и Светлана Коркошко). По другой версии, Завьялова тяжело заболела. И ее будущий муж, а тогда возлюбленный — режиссер Резо Эсадзе велел уйти с «дьявольской картины».
2. Хому со стрижкой «под горшок» Леонид Куравлев играл в парике. Первоначально на эту роль планировался Вячеслав Невинный.
3. Во время съемок полета в гробу Варлей однажды едва не покалечилась. Ее спасла отменная реакция Куравлева, успевшего подхватить выпавшую актрису. Леонид на неделю выбыл «из строя», потянув мышцы рук.
4. Слухи о бедах и несчастьях Варлей, якобы обрушившихся на нее после премьеры, ходили еще долго. Сплетники связывали отсутствие у нее ярких ролей, смерть бывшего мужа (Владимира Тихонова) и многочисленные интриги завистников именно с проклятием «Вия».
5. Панночку в кадре ставили на специальный вибратор, устройство в виде холодильника, чтобы у зрителя складывалось впечатление, что она трясется от злости.
6. Роль старой Ведьмы, которая летала на Хоме, сыграл мужчина — «король эпизода» Николай Кутузов. Неожиданно он стал крепко выпивать, однажды сорвав съемку. Свою слабость актер объяснял страхом перед нечистой силой.
7. В образе Вия снялся артист цирка, акробат Николай Степанов.

Вий

Монстры образца 1967 года наводили ужас на советских граждан

8. В съемках участвовали десять лилипутов для контраста с актерами, изображающими рослых чертей.
9. Для изображения животной нечисти пробовали снимать под увеличительным стеклом насекомых — богомолов, жуков-носорогов и пауков. Но использовали летучих мышей, воронов, филинов и черных кошек.
10. В первоначальной версии было несколько сцен с обнаженными женщинами. Но руководство «Мосфильма» посчитало эти эпизоды «слишком реалистичными» и велело вырезать.
11. Музыку для ленты написал Карен Хачатурян, позволивший себе процитировать симфонию Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
12. Поздно вечером 20 февраля 2006 года дотла сгорела деревянная церковь в украинском селе Горохолино-Лес, где снимались ключевые сцены.
13. В первый год проката «Вий» занял 13-е, «дьявольское» место по количеству проданных билетов.
Начальник гномов
Из каких же мифологических глубин явился колоритный персонаж Вий, которого боялись советские школьники, рассказала историк Елена ДМИТРИЕВА:
— Слово «Вий» (у западных славян — Ний) в украинском языке идет от слов «вия», «вийка» — ресница — мощный, приземистый старик с железными пальцами и ниспадающими, разросшимися веками, которые он не в силах поднять самостоятельно. Он слепой, но, поскольку живет в подземном царстве, видеть ему необязательно. В разных преданиях Вий владеет железными рудами, хранит подземные богатства. И этим похож на европейских гномов. Сам Гоголь писал: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал».
Общие черты с Вием есть у Кощея Бессмертного. В одной из белорусских сказок служанка поднимала ему веки, по пять пудов каждое. Баба-яга тоже связана с Вием, но функционально — оба обеспечивают сопровождение в царство мертвых: яга это делает, поворачивая избушку, находящуюся на границе миров.
Предшественник Вия — языческий Велес — один из главных восточнославянских богов, а последователь — христианский святой косой Касьян.

Вий

Славянский бог Вий — могучий хранитель границы, разделяющей светлые и тёмные части мира духов и душ

Гость из преисподней

Специалист по древним религиям Владимир ЛОПАТКИН считает, что в древности персонажи типа Вия вполне могли на самом деле существовать и пугать до полусмерти:
— Неслучайно вся чертовщина происходит с Хомой именно в церкви. Месте, казалось бы, самом далеком от бесовских наваждений. Между тем в народе, у которого Гоголь позаимствовал сюжет, так не считали. Этому есть научное объяснение. Раньше христианские храмы возводились исключительно на местах сакральных. Там, где тысячелетиями стояли капища языческим богам. Это были места силы Земли, ворота в параллельное пространство. Мало того, при их раскопках часто находят подземные сооружения. Не исключено, что именно это и есть точки соприкосновения с гномами, троллями. Ведь у совершенно разных народов есть одни и те же предания о живущих под землей человечках. Вот древние люди и метили разными Стоунхенджами места их выхода на поверхность. Так что Вий вполне мог существовать на самом деле и явиться или из-под земли, или из параллельной реальности.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста