| Источник

«Всякая профессия есть заговор против непосвящённого».

Джордж Бернард Шоу

 

Фото: kempo.ru

Фото: kempo.ru

Боевые приемы и психологическая подготовка тесно переплетены в методиках преподавания во всех традиционных школах. Целостная система обучения человека как воина является истинным искусством.

Энциклопедии определяют искусство, прежде всего, как способ освоения и познания мира через различные сферы деятельности человека, а так же как высокую степень умения, мастерства в любой области деятельности человека.

Восточные боевые искусства тесно переплетены с традиционными видами художественной деятельности и основывались на философско-религиозных учениях. Когда говорят об эстетике или моральности боевых искусств, то имеют в виду неразрывную связь этих элементов учения. В основе восточных боевых искусств лежит стремление к гармонии с миром, с самим собой, как частью мира.

Боевые искусства, как и другие виды искусств, нужны человеку для познания мира. Как способ целостного общественного воспитания личности, его интеллектуального развития, его приобщения к мудрости поколений прошлых веков. Боевое искусство любого народа неотделимая часть его истории, философии, религии и культуры. В древности не было строгого деления на религию, философию и науку. И даосизм, и буддизм, и конфуцианство сочетали в себе свойства религии, философии, науки и чисто этического учения, формирующего государственные законы. Адепты даосизма, буддизма и других учений рассматривали боевые искусства как средство физического и психического совершенствования. Для них боевые искусства были средством и методом динамической медитации.

У. Джеймс утверждал, что медитация, гипноз, экстрасенсорные связи – это не что иное, как различные формы состояний сознания, измененные состояния сознания. «Измененные состояния сознания (ИСС) – это любое психическое состояние индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которое субъективно распознается самим человеком как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании.» (А.М. Людвиг) ИСС можно вызвать в любой обстановке при помощи самых различных средств или приемов, которые препятствуют нормальному притоку сенсорных или проприоцептивных (связанных с чувством тела, его внутреннего состояния, положения в пространстве и т.п.) сигналов, нормальному выходу моторных импульсов, нормальному «эмоциональному настроению» или нормальному течению и организации когнитивных (познавательных) процессов.

Хотя известны случаи применения воинами фармакологических способов вхождения в ИСС (это и наркомовские сто грамм и настойка мухомора легендарных берсерков), но в боевых искусствах чаще применяются физиологические и психологические методы. В связи с глубокой взаимосвязью физиологии и психологии нельзя говорить о чисто физиологическом способе вхождения в ИСС. Так как и дефицит сна, и гипервентиляция, и голод, и физические нагрузки являются элементами совокупного психофизиологического воздействия. Холод или жара, перепады атмосферного давления или вспышки солнечной активности, полнолуние и новолуние, нарушение жизненных ритмов (циклов) также воздействуют на сознание человека и могут ситуационно использоваться практиками для входа в ИСС. Психологические методы можно условно разделить на два основных способа: сужение луча внимания (недостаток информации и переход к усиленному режиму восприятия) и расширение луча внимания (избыточный поток информации перегружает и отключает сознание от привычного способа восприятия). Тело человека либо перегружают моторной активностью и/или экстероцептивными (сигналы из внешней среды) стимулами, либо снижают упомянутые факторы до полного их исчезновения.

На сегодняшний день медитации посвящено много противоречивых публикаций. Одни убеждают в ее необходимости, другие обвиняют медитацию в том, что она склоняет людей к замкнутости и безмятежности. Кришнамурти, к примеру, критикует «специальную» практику медитации из-за оторванности от жизни, от «здесь-и-сейчас». Люди, практикующие боевые искусства или занимающиеся медитацией для самосовершенствования не должны отделять эти занятия от остальной части своей жизни. Пускай эти практики вольются в тихое болото вашей жизни и очистят мутные воды вашего сознания. Позвольте им это. Прямо сейчас. Многолетняя практика боевых искусств, всё больше убеждает в важности медитации при подготовке бойца и воина, а также в первичности психологической подготовки наравне с другими этапами тренинга. Боевые искусства всегда были монополией элиты и аристократической культуры. Они имели сугубо практическое значение и достижение таких целей, как просветление и очищение духа, имели второстепенное значение. Изначально мистифицированные методики самосовершенствования, способы психопрактики и медитации оставались за рамками воинских искусств, но постепенно в сознании выдающихся мастеров твердо установилась мысль о том, что в бою гармоничный дух имеет даже большее значение, чем физическая сила или мастерство.

При осмыслении сущности медитации приходится сталкиваться с группой переживаний необычных понятий, которые трудно описать иным языком, нежели языком религии. Дух, Воля, Вера – все эти понятия, являющиеся атрибутами духовных учений, присутствуют в боевых искусствах. Отделить медитацию как совокупность «психотехнических» приемов от религиозной традиции, в рамках которой она осуществляется, бывает очень трудно, почти невозможно. И, тем не менее, важно учитывать, что медитация представляет собой сложную функциональную психологическую систему, которая может возникать, формироваться и «работать» в различных сферах социальной деятельности. Этот вывод, в частности, доказывается тем, что в разных религиях медитация приобретает разную направленность и разное содержание. Одно дело-медитация буддиста, стремящегося достичь «просветления», и другое дело — медитация христианских аскетов или исламских «суфиев», добивающихся мистического сближения или даже непосредственного слияния с богом. Взаимодействие адептов боевых искусств и специалистов в области медитации привели к созданию в рамках боевых искусств эффективных методик психофизической подготовки, которые носили эзотерический характер. Современная наука, изучая феномены восточных психопрактик, нашла им рациональное объяснение с позиций материализма. Все современные методы самовоздействия по сути своей являются соответствующим образом обработанными вариантами восточных медитаци

й. У.Джеймс, много экспериментировавший с психодислептиками (галлюциногены, нарушающие восприятие) и закисью азота, случаи «мистического» сознания называл трансперсональным опытом. Он считал, что можно, при определенной тренировке, стереть различия между произвольными и непроизвольными функциями организма. Человек становится в состоянии контролировать эти функции. «Этим, — завершает свою мысль У. Джеймс, — объясняются многие «чудеса» таинственного Востока».

Павел Николаевич Пискун, Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»


Комментарии: 3 комментария

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста