| Источник
Монах медитирует в храмовом комплексе Ангкор Ват. Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)

Монах медитирует в храмовом комплексе Ангкор Ват. Фото: Великая Эпоха (The Epoch Times)

Можно ли научиться состраданию? Согласно научному исследованию – да. Практика медитации милосердия и сострадания приводит к изменениям в определенных участках мозга, говорят ученые из университета Висконсин-Мэдисон.
Это первое исследование с использованием магнитно-резонансной томографии (МРТ) которое определило, можно ли научиться таким качествам как доброта и сострадание. Подобно тому, как научиться игре на музыкальном инструменте или какому-нибудь виду спорта. МРТ показала, что участки мозга, отвечающие за эмоции и чувства, у испытуемых с большим опытом медитаций значительно изменены.

 По итогам исследования, руководитель Ричард Дэвидсон, профессор психиатрии и психологии университета Мэдисон и специалист по графическому изображению действия медитативных упражнений заявил, что люди, начиная от детей, склонных к агрессии, и людей с рецидивными депрессиями и общество в целом, могут получать пользу от медитативных практик. Дэвидсон и Антуан Лутц – доценты университета Висконсин-Мэдисон, были исполнительными проверяющими этого клинического исследования. Это исследование было частью проводимого обследования группы тибетских монахов и буддистов, которые провели более 10 000 часов в медитации. В данном исследовании Лутц и Дэвидсон работали с 16 монахами, практикующими медитации сострадания. Другие шестнадцать добровольцев такого же возраста из сравнительной группы,без предварительной тренировки научились основам медитации за две недели до начала магниторезонансной томографии.
«Многие духовные традиции говорят о любви и доброте, чтобы облегчить милосердием страдания других людей и сделать их счастливыми. Доброта, полная любви и сострадания, играет основную роль в философии Далай-ламы», – говорит Дэвидсон. Он активно сотрудничал с главой тибетского буддизма. «Мы хотим выяснить, как добровольный вызов чувства сострадания влияет на части мозговой системы, которая участвует при сопереживании».
При медитации сочувствия используются различные техники. Участники сравнительной группы должны были сосредоточить внимание только на своих близких, и желать им успехов и здоровья. После некоторой тренировки они должны были научиться вызывать у себя такие чувства по отношению ко всем живым существам, без мыслей о ком-то конкретном.
Все 32 испытуемых были обследованы в сканере МРТ центра графических исследований мозга Вайсмана университета Висконсин-Мэдисон. Им было предложено начать медитацию сочувствия или думать о чем-то другом. Во время этих двух состояний испытуемые должны были слушать негативные и позитивные человеческие голоса. Эти голоса были предназначены для вызова реакции сопереживания или же нейтрального состояния: голос женщины, переживающей стресс, смеющегося ребенка и фоновый шум ресторана.
«Мы использовали аудио вместо визуальных задач так, чтобы медитирующие могли держать глаза закрытыми и не концентрироваться на каких-либо визуальных стимулах, как это принято в подобных исследованиях», – объясняет Лутц.
Сканирование показало значительную активность в островковых долях, – области, близкой к фронтальной части мозга, когда медитировавшие генерировали милосердие и при этом слушали записи голосов. Островковые доли играют ключевую роль в реакции тела на эмоции. Интенсивность реакции, замеренная у участников, находилась во взаимосвязи с интенсивностью медитации.
«Островковые доли играют чрезвычайно важную роль при переживании эмоций, особенно при отражении телесных реакций, таких как частота сердечных сокращений и кровяное давление. При этом данные информации доступны другим частям мозга», – говорит Дэвидсон, по совместительству директор института научно-исследовательского института Health Emotions Research.
Активность также возрастала и в переходной зоне между височной и теменной долей, особенно в правом полушарии. Исследователи пришли к выводу, что эта область имеет важное значение в процессе сопереживания, особенно при восприятии психического и эмоционального настроения других людей.
«Эти две области оказались во взаимосвязи в выражении эмоций и сопереживания», – говорит Дэвидсон. Сочетание этих двух эффектов, которые были заметны у опытных медитирующих, но не у новых, было очень мощным».
Это открытие подтверждает теорию Дэвидсона и Лутца, что люди могут развивать с помощью медитации навыки, которые способствуют развитию доброты и сострадания.
«Человеческие способности не остаются всегда постоянными, – говорит он. – Мы можем использовать способности нашего мозга с пользой, и тренировать его в укреплении этих качеств».
Способность развивать сострадание включает в себя также регулирование мыслей и чувств. «Она могла бы быть полезна при лечении депрессий или предупреждении депрессий», – добавил Лутц.
«Размышление о страданиях других людей, а не только о своих, помогает поставить все на свои места», – говорит он и добавляет, что это первый важный шаг в развитии сострадания к самому себе.
У исследователей есть желание научить медитации сочувствия молодых людей, особенно когда они достигают подросткового возраста, для предупреждения агрессии и насилия.
«Я думаю, это могло бы стать одним из инструментов для обучения эмоциональной регуляции детей, которые находятся в том возрасте, когда есть серьезная опасность «свернуть с пути», – говорит Дэвидсон, – медитация сочувствия может способствовать гармоничным отношениям».
«Мир, безусловно, нуждается в немного большем количестве доброты и сочувствия» — говорит он. – Если начинать на местном уровне, можно увидеть результаты сразу».
Лутц и Дэвидсон надеются на дополнительные исследования для определения возможных изменений в головном мозге у людей, практикующих развитие позитивных чувств посредством медитации сочувствия.
Дайан Лэнд – ученый университета Висконсин-Мэдисон, занимающаяся исследованием структуры и функций мозга. Эту статью она написала для рубрики Наука сайта PureInsight.org, который регулярно сообщает о новых явлениях в науке.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста