| Источник

Время от времени появляются сообщения о том, что в той или иной стране, в каком-то городе или селении происходят некие странные явления.

Контакты запредельного мира

В определенном доме, чаще всего на окраине, сами собой передвигаются разные предметы, летают мебель, столы, бутылки, посуда. В окна прилетают камни, неизвестно кем брошенные, за стенами слышны крики, голоса, иногда пение и музыка.

Во Франции, например, на протяжении последних лет немалое количество таких домов было зарегистрировано жандармерией. Причем все эти рапорты со свидетельскими показаниями, подписями и т.д. хранятся в соответственных архивах прокуратуры.
Не так давно репортеры немало писали об одном из таких домов, обнаруженном в Савойе, в местечке Сен-Жан-до-Марен. Отчет журналистов вкратце сводился к следующему.
В семье небогатых крестьян по фамилии Коста происходили события, далеко не обыденные. Двери дома открывались и закрывались сами, посуда летала по воздуху, печка двигалась безо всяких причин по кухне и т.д.
Так как было замечено, что все эти явления происходят во время пребывания в доме Терезы Коста и прекращаются в ее отсутствие, то естественно, что муж ее настоял на том, чтобы ее отправили в больницу ближайшего города.
После ее отъезда все странные явления прекратились. А сами медики решили провести специальный эксперимент: Терезу Коста посадили на стул перед кувшином, тазом, кастрюлей, поставленными на стол, и попросили заставить эти предметы летать по воздуху.
Но, увы, абсолютно ничего не произошло. Ни один из предметов не сдвинулся с места, и только Тереза от напряжения упала в глубокий обморок: тогда было решено прекратить дальнейшее испытание.
Итак, этот показательный процесс абсолютно ничего не доказал, кроме наивности его устроителей. Если мы теперь обратимся к свидетельству истории, то в книге «VII писем Плиния Младшего», адресованных к его другу философу Сура, жившему в начале нашей эры, мы найдем определенное указание на существование уже в ту эпоху «заколдованных» домов.
В этих письмах приводится рассказ о том, как некий философ Афенадар, живший в Афинах, купил «заколдованный» дом, и как он с присущим ему мужеством зарегистрировал все странные явления, происходившие в нем. Говорится и о том, как философу удалось проследить появлявшееся в доме привидение. И доказать, что это был дух умершего много лет назад раба, закованного в цепи.
Сделав раскопки в том месте, где появлялся и исчезал призрак, Афенадару удалось добиться прекращения этих явлений, похоронив найденные человеческие останки на кладбище…
Первым крупным исследователем явления, которое позже получило название «полтергейст», был сэр Уильям Баррет, физик. Он жил в XIX веке и был одним из основателей Общества психических исследований (ОПИ) в Лондоне. Баррет стал лично свидетелем феномена полтергейста во время визита в один дом в Ирландии, в котором жил вдовец с пятью детьми.
Центр активности полтергейста, кажется, был сфокусирован на двадцатилетней дочери, но Баррет обнаружил, что полтергейст может реагировать и на его ментальные просьбы о том, чтобы был стук. Ученый про себя просил это существо постучать какое-то определенное число раз, и каждый раз его просьба точно исполнялась.
Современник Баррета английский исследователь психических явлений Фредерик У.Х.Майерс создал теорию, согласно которой некоторые полтергейсты являются подлинными; он также отмечал, что феномены полтергейста редко совпадают с феноменами привидений.
В 1920-х и 1930-х годах среди исследователей было распространено мнение, что причиной полтергейста являются сексуальные конфликты, особенно те, которые случаются в период полового созревания подростков. Но если даже сексуальное желание в некоторых случаях и может быть причиной или фактором, оно все равно не в состоянии объяснить все случаи полтергейста.
В 1940-х и 1950-х годах исследователи создавали теории о том, что полтергейст — это проекция подавленных эмоций, таких как враждебность или гнев. Одним из самых известных современных исследователей полтергейста является Уильям Дж. Ролл, директор по планированию Фонда психических исследований в Дареме, Северная Каролина.
Исследования Ролла, кажется, подтвердили теорию психологической дисфункции как причины происхождения полтергейста. Ролл изучал письменные сообщения о 116 случаях полтергейста, собранных за четыре столетия в более чем ста странах на трех континентах.
Из этих описаний, а также из личных наблюдений Ролл сделал вывод о том, что существуют определенные структуры, способные вызывать «периодически повторяющийся спонтанный психокинез» (форму психического влияния, представляющую собой технику воздействия на материю через невидимые средства), которые имеют необъяснимые и непроизвольные физические проявления.
Поскольку полтергейст обладает свойством повторяться в присутствии определенных людей, то он вполне может быть проявлением бессознательного психокинеза, который испытывает человек, выступающий в роли так называемого «агента».
Ролл так определил сущность явления. Обычно в центре любой активности полтергейста находился ребенок или подросток, обладающий огромной внутренней агрессивностью вследствие какой-либо стрессовой ситуации, сложившейся в его доме. Психокинез и был бессознательным способом выражения этой враждебности без страха наказания.
«Агент» часто совершенно не ведал о той психической энергии, которая вызывает полтергейст. После того как полтергейст заканчивался, он (или она) испытывали чувства удовольствия и счастья, не зная почему. Кроме того, «агенты» часто обладают плохим здоровьем, как психическим, так и физическим, что порою и вызывает стрессы.
Некоторые психологи обнаружили, что ряд их пациентов с неразрешенными эмоциональными проблемами были как-то связаны с домами, где, по сообщениям, случался полтергейст, или даже жили в этих домах. Более того, исследуя личности «агентов» полтергейста, психологи обнаружили у них реакции беспокойства, истерию, фобии, мании, наваждения, шизофрению.
В некоторых случаях психотерапия могла положить конец и феноменам полтергейста. Ян Стивенсон, психиатр и парапсихолог, предполагает, что полтергейст — это явление духов мертвых, о которых забывают. Исследуя ряд случаев, приписываемых как живым, так и умершим «агентам», Стивенсон обнаружил между ними существенные различия.
Например, случаи с участием живых «агентов» характеризовались ничего не значащим стуком, случайным передвижением наиболее легких объектов по коротким и простым траекториям, поломкой предметов, локализацией активности полтергейста вокруг какого-либо одного человека, обычно в возрасте до 20 лет, прекращением всех симптомов полтергейста после курса психотерапии.
С другой стороны, случаи с участием бестелесных «агентов» характеризовались передвижением с какой-то определенной целью больших и тяжелых предметов по более сложной и длинной траектории, отсутствием сильных повреждений, осмысленным стуком в ответ на какие-то вопросы, прекращением всех симптомов полтергейста после процедур экзорцизма или после применения каких-либо способов умиротворения «духа».
Согласно другой теории, предлагаемой Д.Скоттом Рого, полтергейст активизируется в стрессовой ситуации, однако он не вызывается психокинезом со стороны живого человека. Скорее, этот человек просто превращает некоторые элементы своей собственной личности в форму, напоминающую привидение, чему есть многочисленные подтверждения.
Эта форма может стать автономной от физического тела «агента», что и вызывает феномен полтергейста. Таким образом, полтергейст может являться некоторым типом независимого призрака, созданного или спроецированного «агентом» полтергейста.
Несмотря на всю обильную литературу по этому вопросу на протяжении веков, в нашу эпоху мы тем не менее привыкли скептически относиться к подобного рода явлениям, справедливо подыскивая для них то или иное, с нашей точки зрения, рационалистическое объяснение.
Тут самое время вспомнить об Эмиле Тизане, полковнике французской жандармерии, который в небольшой книге привел в высшей степени интересные сведения по вопросу «заколдованных» домов. Ему удалось собрать неисчерпаемое количество протоколов и рапортов, касающихся существования подобных домов во Франции.
И несмотря на то, что все эти рапорты сходны между собой в своей сущности и ни один из них не дает определенного указания на то, что все эти явления, зарегистрированные жандармерией, суть явления потустороннего мира, Эмиль Тизан приходит к выводу, что они вполне реальны, но рационально необъяснимы.
Базируясь на своих расследованиях и на докладах жандармов, полковник указывает на то, что материал, собранный им, должен послужить доказательством неопровержимой реальности такого рода явлений в силу того, что все расследования производились жандармами, то есть людьми, не могущими ни в коем случае быть заподозренными в склонности к мистицизму и сверхъестественному.
И, несмотря на это, рапорты неоспоримо доказывают, что никакого обмана со стороны жителей «заколдованного» дома они не могли обнаружить.Что же касается объяснения таинственных явлений, то Тизан, как и многие ученые, склонен видеть в них проявление действия неизвестного духа — призрака, материализующегося при помощи медиума, живущего в доме.
При сопоставлении протоколов и докладов жандармов эта версия вмешательства какого-то потустороннего элемента, берущего материальную силу для своих проявлений у одного из обитателей заколдованного дома, кажется наиболее правдоподобной.
И, как правило, подозрение снова падало на подростка, пребывающего в доме, связь которого могла быть установлена с явлениями падения камней, передвижением предметов и т.д. Но если подобные явления и происходили во время нахождения таких подростков в доме, то это не значит — в их присутствии. Чаще всего они возникали, когда «медиум» находился в другой комнате, иногда даже на сравнительно большом расстоянии, часто в состоянии сна.
Особенно характерна в этом отношении история заколдованного дома в Индонезии, на острове Ява, в Сурабайе. Обитателями этого дома были голландцы по фамилии Кром, собиравшиеся вскоре уехать на родину.
Приблизительно за два месяца до их отъезда начались обычные явления метания камней, летания предметов по воздуху и т.п. Кром обратился к местным властям, причем все «чудеса» были строго запротоколированы и удостоверены местным администратором острова Падмоеджи и целым рядом других видных лиц острова.
Наиболее странным было то, что когда Кром, желая избавиться от бомбардировки камнями, приказал собрать их в особый ящик с крышкой, то явление метания прекратилось. Но стоило ему открыть крышку, как на глазах у всех камни вылетали из ящика — сами собой, до полного его опорожнения.
Как полагается по установленному сценарию, в доме жил мальчик — приемыш хозяев, и его присутствие, по-видимому, и вызывало все эти странные явления. Но даже когда мальчик находился вне дома, на расстоянии 200-300 метров, явления передвижения мебели и метания камней продолжались, но с ослабленной силой.
Случай с семейством Кром послужил темой научного доклада известного голландского ученого Зораба, профессора кафедры парапсихологии. Мнение этого ученого вполне совпадает с заключением полковника Тизана.

Оба автора сходятся в том, что:

1) существование «заколдованного» дома абсолютно доказано,
2) все действия происходят под влиянием какой-то неизвестной для нас силы, разумной и умеющей руководиться специальным стечением обстоятельств для своих проявлений и в то же время ревниво охраняющей свое инкогнито,
3) для всех своих проявлений эта сила пользуется посредником: или подростком, или взрослым лицом, легко поддающимся влиянию со стороны и имеющим медиумические способности.
Сущность же этой силы для нас остается загадкой. Для спиритов феномен «заколдованных домов» послужил основой их доктрины, как одного из доказательств существования потустороннего мира. Для них эта сила есть не что иное, как проявление души умершего человека, желающего так или иначе войти в контакт с живыми людьми.
Проверить эту теорию пока не удалось, но при всей ее смелости и категоричности нельзя не признать, что она кажется наиболее соответствующей действительности. Если мы, в сущности, так мало знаем даже то, что называем физическим миром, который упорно стараются понять и объяснить в течение многих веков наиболее выдающиеся умы человечества, то что может быть нам известно о так называемом царе природы, то есть самом человеке.
Мир вокруг нас полон загадок. Поэтому нет ничего удивительного, что если наши знания физического мира и наших пяти чувств так скромны, то о другом мире — мире потустороннего порядка — мы почти ничего не знаем. Но существование этого мира неоднократно было установлено мудрецами древности, философами и людьми, посвятившими свою жизнь изучению законов его проявления.
Все религии, все мудрецы и философы неизбежно сходились на одном: на признании существования невидимого мира духовного порядка, мира, в котором продолжается существование человека в его сущности — независимо от его физического тела.
И в этом духовном мире, мире «духов», человек продолжает свое пребывание. Поэтому строго научное изучение таких явлений, как появление призраков умерших, заколдованных домов и пр., должно нам помочь познать сущность загадки, которой является для человека в первую очередь он сам.
Ибо «человек — это и есть главное неизвестное», как назвал его в своей книге знаменитый ученый доктор Карель…

 
Подготовил Борис АДОНИН


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста