| Источник

Княжна, приручившая духов огня и светаНаша героиня – представительница древнего княжеского рода Ах-Хасха, что по-русски означает «Белая кость». Из поколения в поколение в нем рождались шаманы.

Предки Людмилы общались с духами и занимались целительством. Сегодня она – наследница этого дара. В Хакассию приезжают люди со всей Сибири, чтобы спросить у шаманки совета или получить помощь.

СОЛНЦЕ, ЛУНА И ФИЛИН

Голову Людмилы украшает длинная седая коса, а уж её костюм – это вообще произведение искусства. Но дело даже не в красоте. Людмила создала свой наряд именно таким, как ей повелели духи.

На голове у шаманки шапочка, на которой гордо восседает филин, лицо прикрывают полоски белой ткани. Весь костюм расшит бубенцами, совиными перьями, раковинами.

– Выглядит наряд интересно, я согласна, – смеётся шаманка. – Но на самом деле главное не форма, а содержание. Все элементы костюма не для красоты, каждый выполняет свою функцию.

Ленточки на моём костюме говорят о том, что у меня много духов, с которыми я общаюсь. Бубенцы же отпугивают злых. Изображения луны и солнца обозначают жизнь, ведь издревле люди нашего народа покланялись этим небесным светилам. Филин же олицетворяет собой мудрость.

Между прочим, с появлением птицы в жизни Людмилы связана целая история.

– Духи дали мне информацию, что сова – это моё, – рассказывает шаманка. – Мне нужно в костюме иметь сову или филина. Я весь день ходила и думала, а где же мне сову-то взять. Просить охотников, чтобы подстрелили, – жалко. Чучело где-то в музеях искать – вряд ли кто отдаст. Целый день мысль о совиной шапке меня не отпускала. А вечером раздался телефонный звонок. Я подняла трубку, а это оказался старинный друг – художник. Он мне и говорит, что у него в мастерской давно уже чучело совы лежит. Никому совушка не нужна, поэтому он решил её выбросить. Но почему-то подумал про меня и решил предложить.

Так у Людмилы появилась сова, которая, кстати, оказалась вовсе не совой, а настоящим филином – верным помощником в шаманских обрядах.

– Я филина окрестила Филей. И когда собираюсь на обряд, так и говорю ему: «Всё, Филя, будем сегодня с духами общаться».

Бубенчики Людмила обрела также по чистой случайности. Духи подсказали ей, что на её костюме обязательно должны быть бубенцы. Но где их брать, шаманка не знала. Где только она их не искала! Извелась вся.

– Всё, что мне попадалось, не подходило. Я у духов просила помощи. И они мне помогли. Вернулась из Европы моя дочка. И привезла с собой презенты. Протягивает мне связку бубенчиков да ещё и горюет, что ничего хорошего мне не привезла. Только связка эта ей приглянулась.

ТИТУЛ ОТ ИМПЕРАТРИЦЫ

Кобежиковы происходят от древнего княжеского рода. Считается, что княжеским титулом предка шаманки наградила сама Екатерина II. Прадед помог императрице облегчить мучивший её недуг – отёчность ног.

– В роду моём всегда рождались шаманы, – рассказывает Людмила. – Советская власть помешала моей матери стать шаманкой. Наш род подвергся жестоким репрессиям. Но моя мама всё равно занималась целительством. К ней тайно, под видом родственников, приезжали люди с различными бедами и недугами. И мама им помогала. Правда, не всем. Я считаю, что у неё был третий глаз. Одного взгляда ей хватало, чтобы понять, какие у пациента намерения: худые или добрые. Если видела, что у человека помыслы нечистые, отказывала в помощи, чтобы не навлечь на себя гнев духов, да и репрессий боялась, что уж говорить.

Отец Людмилы был хорошим травником. Когда она была ребёнком, он часто брал её с собой в поле. Вместе они искали там лекарственные растения. Однажды отец отправил Людмилу собрать травы на чай. Девочка сначала заспорила, что, мол, не разбирается она в них. А он настоял, сказал, что руки и сердце ей подскажут. Он не ошибся. Интуиция Людмилу не подвела. С тех пор у Людмилы самый вкусный травяной чай.

– Мама тоже в травах толк знала, – говорит она. – Как-то, когда я была ещё совсем ребёнком, с мамой приключилась интересная история. Она на целый день пропала из дома. Мы все её потеряли. Вернулась уже поздно вечером, усталая, но какая-то одухотворённая. Я стала её расспрашивать, где же она была. А она ответила, что её духи на гору позвали, чтобы она за травой лечебной пришла. Я тогда удивилась, что она такой путь проделала ради горстки маленькой. А она мне ответила, что сколько дали, столько и взяла. А вдруг ещё кого духи позовут, а травы не хватит?

У каждого рода шаманов есть свои священные деревья и животные. У Кобежиковых это лиственница и медведь.

– Ещё почитали берёзу – она у нашего народа издревле считалась священным деревом, – рассказывает шаманка. – Ну а медведь – это хозяин тайги. Его уважали и всячески задабривали. Ведь тайга питала наш род. Все мои предки были охотниками и рыболовами. Бабушка голыми руками ловила рыбу. Представляете, сколько рыбы в реках было! Сейчас такого нет. Человек всё загубил.

ПЕЩЕРА ЧЕРНОГО ДЬЯВОЛА

Людмила считает, что шаманом стать нельзя, им нужно родиться. Но не все современные потомки шаманов открывают в себе дар. Большинство игнорируют зов духов и живут обычной человеческой жизнью.

Но есть и те, кто открывает в себе силу. Чаще всего духи призывают шамана в зрелом возрасте.

– Всю свою жизнь я чувствовала, что мною кто-то управляет, ведёт меня, – рассказывает Людмила. – Странные вещи обычно случались в лесу. В какой бы компании я там ни оказалась, с семьёй или друзьями, всегда получалось, что я брожу одна. Задумаюсь, иду… Оглядываюсь – а рядом ни души. Как ни старалась, но всегда одно и то же выходило.

Первый раз с духами Людмила повстречалась недалеко от родовой пещеры Ах-Чул, или, как её сейчас называют, Кошкулакской пещеры. Это место считается родовым для Кобежиковых, Обдыных, Коковых и Чустеевых. Там издревле проводились шаманские ритуалы. Местные жители уже окрестили её пещерой Чёрного дьявола. В советское время многие, кто посещал её, сходили с ума. И практически каждому мерещились либо шаман с горящими глазами, либо огромный медведь.

– Это всё от того, что недалеко от входа в пещеру был похоронен очень сильный шаман, – говорит Людмила Кобежикова. – И место это издревле использовалось для сложнейших ритуалов. Пещера – не место для экскурсий. Нельзя туда входить с плохими мыслями: они тут же вернутся. Отсюда и видения все эти у людей.

Вот там, рядом с загадочной пещерой, Людмиле явился сам Хозяин горы.

– Дух ко мне отнесся по-доброму. Астрально дал мне бубен и велел камлать. Тогда я поняла, что духи меня благословили и путь моей дальнейшей жизни уже определён.

С тех пор Людмила открыла в себе силу. Каждый шаман должен побывать при смерти – как сведущие говорят, «переболеть шаманской болезнью». А после либо полностью выздороветь, либо умереть. Болезнь Людмила победила, с тех пор прошло пять лет, а её шаманская сила всё прибавляется. Её даже прозвали «золотой шаманкой».

– У каждого шамана должен быть свой учитель, который ведёт его по жизни. У меня тоже есть такие наставники. Один из них Аржан Кезерков, потомственный шаман. Где бы я ни находилась, я чувствую его присутствие и добрую энергию.

ДУМА ШАМАНА

– Человечество меня тревожит, – сказала мне на прощание Людмила. – Вы оглянитесь. Раньше люди в гармонии с природой жили. А сейчас утратили свои традиции. Посмотрите, сколько природных катаклизмов на земле происходит. Шаманы знают, от чего это: природа мстит человечеству. За грехи. Если люди не одумаются, это будет продолжаться, и на человечество упадёт ещё много страшных катастроф.

Когда мы что-то берём от природы, всегда нужно что-то отдавать взамен. Духов угощать надо, задабривать, чтобы они нас не покарали. Шаманы всегда так делали. Разжигали костёр и бросали в огонь пищу. Ведь духи – они такие же, как люди. Они тоже хотят есть.

Когда сажусь за стол обедать, то вижу, что они стоят рядом. Их надо позвать, предложить им угощение. Без приглашения они еду не примут. Но делать это надо с открытым сердцем. Если человек с нечистыми помыслами, тогда ждать ему беды. Духи покарают, нашлют болезнь или неприятности.

САЛОН МАДАМ КОБЕЖИКОВОЙ

Прежде чем стать шаманом, Людмила Кобежикова вела светскую жизнь. Она была дизайнером одежды и даже имела собственный театр моды.

В 1998 году Людмила, филолог по образованию, открыла свой театр мод «Чиркеен», что в переводе с хакасского означает «кокетка, модница».

– Открыла я этот театр для возрождения национального костюма, – говорит Людмила. – Не только в Хакасии, но и за её пределами. Мы с моим театром мод посетили много городов. Даже на московской Неделе высокой моды были. В Сибири участвовали во многих фестивалях. Даже за рубежом мы известны.

Людмила говорит, что пошив одежды – дело очень ответственное, в него нужно вкладывать душу. Все костюмы шьются индивидуально под образ человека и даже под его внутренний мир. Многие из своих творений Кобежикова увидела во сне. Духи подтолкнули её к созданию таких коллекций, как «Розовый фламинго» и «Девушка-амазонка».

– Создание костюма – это целый ритуал, – считает шаманка. – Одежда должна не только украшать и согревать человека, но и оберегать, стать с ним единым целым. Неспроста же у хакасов издревле столько примет, связанных с предметами гардероба.

Людмила поделилась с нами несколькими особо важными. У швов рукава подмышками и над обшлагом нужно оставлять полоски, которые называются «хут сыынчан» – это место притяжения человеческой души. Ни в коем случае нельзя ходить в порванной и обгорелой одежде. Нежелательно продавать свою одежду, хакасы верят, что тем самым можно продать своё счастье.

Также хакасским женщинам запрещается надевать мужскую одежду и даже перешагивать через неё. Муж от этого может серьёзно заболеть. Нельзя также шапку вертеть, класть на стол и тем более надевать сразу несколько головных уборов. А пуговицы при продаже одежды необходимо отпарывать, так как они издревле считаются хранителями души.

 

Автор: Дарья Кобец


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста