| Источник

рыбак

Заядлые рыбаки – как известно, народ суеверный. Так повелось с давних пор. Они, например, не любят, чтобы по дороге к берегу встречный пожелал хорошего клева, остерегаются давать в чужие руки свое снаряжение, воздерживаются от подсчета улова до окончания рыбалки.

С другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного занятия, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сняв с крючка, а затем отпускают обратно «за папой – за мамой – за дедом – за бабкой». Многие поверья сохранились с незапамятных времен.

Так, в моей родной Карелии перед началом рыбной ловли наливают на донышко стакана немного горячительного напитка, а затем выплескивают его в воду. Нехитрый обряд называется «налить Деду», то есть задобрить духа воды, чтобы добиться его благосклонности. А какие еще «правила» соблюдали рыболовы в далеком прошлом?

Снасти

Считалось, что более удачливым будет тот невод, нити для которого спряла беременная женщина, и не в любое время, а в период полнолуния. Несколько нитей плели загодя, 30 марта, в день почитания Алексея – Божьего человека, который, по преданию, переплыл море в решете и с тех пор стал покровителем всех рыбаков.

Подбирая материал для удилища, обычно отдавали предпочтение орешнику, да еще и не любому-всякому, а тому, что растет непосредственно в муравейнике или хотя бы поблизости от него. Изготовленные снасти полагалось окуривать свечой, с которой отстояли заутреню перед Пасхой. Окуривание сопровождалось словами пожелания: «Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова крепки да лепки. Мои слова – рот, зубы – замок, язык – ключ, что в море (реку) брошен».

Подготовка

Собираясь на рыбалку, требовалось основательно подкрепиться – по поверью, у сытого рыбака клев лучше. Желательно было всегда экипироваться в одну и ту же одежду. А еще считалось, что все приготовления необходимо делать исключительно правой рукой. Предполагалось, что это обеспечивает поддержку ангела-хранителя.

Хорошим предзнаменованием считалось выполнение перед рыбалкой какой-нибудь рутинной работы по хозяйству (ничего удивительного, это настраивало на терпение в ожидании улова). Кроме того, накануне следовало непременно проявить доблесть в исполнении супружеского долга.

И это тоже объяснимо в символическом плане, ведь в прошлом мужской половой орган назывался «уд», то есть сегодняшние слова «удочка», «удилище», «удить» являются однокоренными с ним (кстати, и «удача» тоже). Так что выражение «удалой добрый молодец» имело когда-то, помимо прочего, и эротический смысл.

Перед отправлением полагалось сказать: «Пойду я на реку быстру, на воду шустру. На ней есть рыбки-трепетушки, быстрые резвушки. А спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».

Рыбалка

Расположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. По поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками. Кстати, помню из детства, как отец с приятелями именно голыми руками добывали с мелководья налимов. Вот только про крапиву ничего сказать не могу.

Следующим шагом было угощение водяного кусочком имеющейся при себе пищи и небольшим количеством питья. Угощение сопровождалось словами: «Дедушка Водяной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». А в некоторых местах бросали в воду лапоть с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу». У старообрядцев вообще было принято кидать табак с бранными словами.

Наживляя крючок, нужно было приговаривать: «Рыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну потяни». Заветных слов на удачу в рыбной ловле было много. Одни – покороче: «Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка, проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так!»

Другие – подлиннее: «Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне, рабу Божьему (имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне, рабу Божьему (имя), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь».

Забрасывая сеть, призывали: «Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню». Закидывая удочку, велели: «Иди в воду, червячок, приманивай собой большую рыбу на крючок». Первую рыбку, как и сегодня, отправляли обратно в водоем, приговаривая: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядьку. Пошли старших своих».

Все заветные слова, разумеется, произносились шепотом, разговаривать во время рыбной ловли категорически запрещалось.

После рыбалки

Наши предки были уверены, что истинный рыбак должен вести себя достойно: ни в коем случае не хвалиться уловом, ни за что и никому не рассказывать, на что ловил и как ловил. В противном случае удача может отвернуться навсегда и перейти к слушателю речей хвастуна. Да к тому же хвастунов порицали в общественном мнении.

Дома первую из пойманных рыбин должен был съесть тот, кто ее поймал, и ни в коем случае нельзя было отдавать ее коту. А вологжане вообще первую заостроженную рыбу зарывали в землю – для будущей удачи.

Да, суеверный народ – рыбаки. И похоже, так было всегда…


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста