| Источник

Никакой народ не представляет нам столько забав на Рождественские праздники, как наш русский, который, благодаря Богу, еще не очужеземился.

Святки - время гаданий и забав

Дотоле он будет своим, доколе будет одушевлен народным чувством.

Наш народ, верный своей земле, сберег еще обычаи своих предков; он вспоминает о них с простосердечно-неподдельной радостью; он один, среди многих превратностей своей судьбы, сохранил прежнюю свою веселость и наклонность к забавам.

Из разнообразных его увеселений, в коих он познается, это — святки, доставляющие всем сословиям истинное наслаждение. Не только дворянство, живущее в городах и деревнях, но даже столичные жители любят предаваться святочным удовольствиям. Разнообразные в своих действиях, они представляют пространное поле для всех родов забав и увеселений.

Русское житье-бытье нигде не просвечивается так ясно, как на святках.

Там все радуются и все забывают свое горе. Не одни девушки, но и пожилые женщины предаются безотчетному разгулу веселости.

Здесь народность выказывается в сердце каждого, и самые враги наших забав подслушивают игры, песни и загадки сельских девушек. О, как много красавиц, возлелеянных в блестящих палатах, спешат украдкою полюбоваться неподдельными играми деревенской жизни!

Святки, происходя от глагола светить, находятся в тесной связи с воспоминанием о Рождении Спасителя мира.

В какое время появились святки в России? Откуда они перешли к нам? Об этом нет никаких исторических сведений. Изустные рассказы не превышают древности ста лет. Святки, конечно, сделались известными по введении христианской веры в России, но о них ни Нестор, ни продолжатели его летописи не упомянули.

Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника.

Святки составляют, собственно, время забав. Мы нигде не видим, чтобы Святки праздновались с такой безотчетной веселостью, как между русскими.

Предмет святочных забав весьма разнообразен: он выражает народное веселье и семейную жизнь в гаданиях и переряживании, которые совершаются ночью, а ночи в это время бывают как нарочно темные, наводящие ужас на самих участников святочных игр. В некоторых местах России доселе думают, что в святочные ночи бегают черти. В Орловской губернии особенно опасаются чертей и их называют здесь святошными и святошами. Никто не ходит ночью поздно в гости, никто ни за что не согласится ходить в полночь из опасения попасться в руки чертей.

Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие — гадания. Ими прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в народе киевскими ведьмами.

Гадания сопровождаются иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гаданий — суженые.

Девушки приступают к сему с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу.

Приведем основные виды гаданий.

Смотреть в зеркало

Не все гадания девушек произвольные: некоторые из этих гаданий ведутся исстари, по преданиям, а другие приноровлены к случаям. Девушка наперед желает видеть своего суженого. Для этого она смотрит в зеркало, в полночь. Ужас обнимает ее: она одна должна сидеть в пустой комнате. Прежде всего она приносит с собою два прибора, зеркало и две свечи; стол застилает скатертью, и становит один прибор для себя, а другой для суженого, который должен прийти к ней на ужин. Иные девушки ставят два зеркала: одно большое, а другое меньшее, и сидят за одним столом, в глубоком молчании, говоря тихо про себя: «Покажись мне в зеркале, мой милой, покажись!»

Когда зеркало начинает тускнуть от теплоты, тогда думают, что суженые не явятся более. Если гадает одна девушка, то она, расставив на столе в должном порядке принесенные ею вещи, садится напротив зеркала, смотрит в него, не отводя глаз, и говорит: «Суженой, ряженой, приди ко мне ужинать». За несколько минут до его прихода зеркало начинает тускнеть; она протирает его нарочно для этого случая приготовленным полотенцем; она робеет и пугается: кто-то идет и смотрит в зеркало через ее плечо. Она рассматривает пристально, не смея оглянуться; дрожит и кричит: «Чур сего места!»

Если случится, что само чуранье не поможет, то надобно взять с собою петуха и придавить его хорошенько: он запоет, и привиденье, или нечистый дух, принявший на себя вид суженого, исчезает мгновенно. Девице остается одно только воспоминание.

Есть нетерпеливые девушки, которые желают видеть своего суженого в лицо, поговорить с ним; но это страшно, потому что все должно происходить ночью. Они, если увидят своих суженых, то чураются.

Примета: когда является суженый в комнате, тогда раздается около окон свист ветра и хлопанье ставен; потом суженый стучится в дверь и входит незаметно. Явившийся жених не долго глядится в зеркало: он садится подле своей невесты за стол, снимает с своей руки перстень, или кольцо, и дарит ей; тогда она чурает: «Чур этого кольца!»

Другие девицы выходят на перекресток с зеркалом, в лунную светлую ночь; становятся так, чтобы месяц был за плечами, смотрясь в зеркало, говоря: «Суженый, ряженой! Покажись мне в зеркале». Он так же приходит сюда, как и в комнату.

Другие выходят на перекресток, наводят зеркало на месяц и говорят: «Суженой, ряженой, покажись мне в зеркале». Суженой непременно показывается в зеркале.

Спрашивание чужого имени

Выходят за ворота, в сумерки, с первым куском хлеба во рту, или просто без куска хлеба, и спрашивают у проходящего его имя, думая, что тем именем будет называться их муж. На улице спрашивают имя встречного только до трех раз. «Как вас зовут?» Если кто ответит: «Александр», — то это будущий ее. Равномерно, мужчины спрашивают встречных девушек: «Как вас зовут?» «Олинька». — Значит Олинька будущая его.

В иных местах вывешивают ключи за окошко, и если они пошевелятся, то девушка спрашивает имя, которое должно быть будущего ее мужа. Если пошевелятся от ветра, то думают, что это шалит нечистый дух.

Слушание под чужим окном и на перекрестке

Загадав наперед про свою судьбу, идут подслушивать под окнами разговор, и какое было первое слово, по нему объясняют его значение и свою судьбу.
В некоторых местах ходят слушать под окно с первым огарком лучины. О чем говорили в доме, то сбудется. Если приметят подслушивающую под окном, то говорят ей: «Гроб да могила, да ободранная кобыла»; такие слова предрекают верное несчастье.

В других местах, мужчины и женщины ходят слушать на перекресток, кто как едет. Если тянутся сани по дороге, наподобие обозов, и слышится: «Но, но», — то это означает, что следующий год будет урожайным; если же представляется скачка, то неурожайным.

Слушание под своим окном

Когда все лягут спать, тогда садится одна девушка под окно и говорит: «Суженой, ряженой! Поезжай мимо окна», и со страхом ожидает проезда. Услышит ли едущего? Она замечает, как он едет: скоро ли, с шумом, свистом или с криком, или медленно и тихо. Когда проехал скоро, тогда означает скорого жениха; с шумом — богатого; со свистом — веселого; с криком — беспокойного или пьяницу; медленно — бедную жизнь, а тихо — покойную и счастливую. Каждое движение проезжего имеет свое значение и толкуется девушками.

Белое полотенце пред окном

Ночью вывешивают белое полотенце пред окном, говоря: «Суженой, ряженой! Приди и утрися». Если вывешенное полотенце скоро засыреет, то означает, что того же года быть девице замужем; если не намокнет оно к утру, то долго ей ждать жениха; если снимется сухим, то не быть ей никогда замужем.

Смотрение в окно во время ужина

Смотреть в окно во время ужина — древнее обыкновение. Не только на святках, но и в обыкновенные дни ходят смотреть и подслушивают, о чем разговаривают. Когда сидят за столом тихо, тогда заключают, что родня будет хорошая. Если разговаривают громко и смеются, то это обещает будущее счастливое семейство. Когда видны головы ужинающих, то это значит, что будущие родные долго проживут; если не было видно голов, то они скоро перемрут; богатый ужин предвещает богатую жизнь; бедный — убожество. Смотрение под конец ужина — близкая смерть для суженой. Если мужчина солит хлеб, то суженый будет хлебосол, когда же пьет воду, — пьяница.

Церковное пение

Ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что поют печальное, или погребальное — умереть в том году девице; а когда пение благодарственное и хвалебное — радостную жизнь. Причудится ли, что поют брачное пение, — непременно замуж, и в скором времени.

Выдернутое дерево из поленницы

В глубокую темную ночь выдергивают из поленницы дерево. Когда оно гладкое, тогда муж будет тихий и добрый; суковатое — сердитый; расколотое — дурной и волокита. Эти значения не везде принимаются одинаково. У иных суковатое и расщелистое означает богатство; ровное и гладкое — бедность.

В других местах идут к поленнице дров, пятясь, спиною, и, выдернув полено, несут домой, рассматривают и объясняют его значение. Сколько окажется на нем сучков, столько будет детей; полено без сучьев означает одиночество.

Полоть снег

В светлую ночь собираются несколько девиц — полоть снег. Надобно, чтобы было тихо, и все спало. Они потихоньку выходят за ворота, обращаются в ту сторону, с которой дует ветер, и бросают против него снег. Если падение было скорое и громкое, то быть замужем за молодым, если упало глухо и криво, то быть за глухим, или за стариком. Иные полют снег, замечая лай собак: если она лаяла толстым голосом, то быть замужем за старым, залаяла тонким — за молодым. Недовольствуясь этим, берут скатерть, высыпают на нее снег, в чем помогают им старушки или горничные; скатерть раскачивают по воздуху, приговаривая: «Полю, полю, бел снег, среди поля. Залай, залай, собаченка, дознай суженого».

Девушки прислушиваются, где и каким голосом лают собаки. Храпливый лай — суженый старик; скавучит ли — больной; крепкий лай — молодой.

Выносят еще на снег воду, и льют под столбом, говоря: «Полю снег и умоюсь белым». Берут горсть снега и им натирают свое лицо. Потом каждая, взяв горсть снега, несет в комнату, и там гадает по его цвету о суженом. Если снег не издает никакого цвета и скоро растаивает, то будет муж тихий; если снег белый и издает искры при огне, то обещает счастливое супружество.

Наконец умываются водою. Эту же самую воду льют также при полении снега. Иные, выйдя на перекресток дороги, кладут снег в подол, и, стряхнув, говорят: «Взлай, взлай, собака, на моей стороне». С которой стороны раздастся лай собаки, с той появится жених.

Другие выходят на двор, и говорят: «Залай, залай собаченька; залай, серенький волчок». В которой стороне будет услышан лай, в ту сторону она будет отдана замуж. Если залает близко от дому, то значит быть замужем недалеко; если тихо и едва слышно, то быть замужем в дальней стороне.

Молодой вдовец

Доселе в обычае гадать о суженом, по балясам лестницы: выйдет ли девушка за молодого или за вдовца? Девушка начинает от первой балясы, говоря: молодой, вдовец, или вдовец, молодой, и доходит до последней. На какую упадок последнее слово, такой будет муж.

Гадают еще не по одним балясам, но по пальцам, камушкам и прочее, наблюдая одно правило, что на чем упадет последнее слово, тому должно сбыться.

Счет кольев

Ночью или в сумерки робко подходят девушки к плетню и начинают считать колья. Если оказывается четное число, то исполнение желания. Другие пересчитывают от досады по нескольку раз, и никак им не приходится выйти замуж. Иные при счете кольев произносят: замуж, нет. Девушки всегда начинают словом «замуж» и оканчивают нет: последним словом они никогда не начинают гаданий.

Вол и баран

После неудачи отправляются девушки в хлев, где стоит рогатый скот или овцы. Если которая-нибудь из них наткнется на вола или барана, то непременно выйдет замуж, но с тою разницей, что наткнувшаяся на вола, будет иметь неверного мужам, а на барана — сама наставит рога мужу. Многие девушки этому не верят, смеются над нелепостью предзнаменований, но как скоро выйдут замуж, то припоминают рога.

Овцы

Несколько девушек бегут в овчарню, затворяют за собою двери, и впотьмах каждая из них быстро выдергивает клочок шерсти. Если шерсть черная — то суженый будет чернобровый, а если белая — то белокурый.

Яичный белок

Берут свежее яйцо, выпускают из него в стакан белок, и ставят в вольный дух печи, на столько времени, во сколько он может свернуться. Потом вынимают стакан и замечают: в каком положении белок? свернулся ли он, и в каком виде? Вид церкви означает венчание, кольца или перстня — обручение, четвероугольной фигуры — гроб. Корабль с парусами значить выход девушки замуж в чужой стороне. Мужчине такой корабль предсказывает дальнюю дорогу, а женщине скорое возвращение ее мужа домой. Прочие фигуры, которые трудно разобрать, объясняются с особой таинственностью.
Нередко прибегают к женщинам, искусным в толковании гаданий. Если белок вовсе не поднялся, то не состояться браку. Когда он вдруг опустится на дно, тогда предвещает смерть, а в доме пожар.

Клокочение воды

На влитую на сковороду воду кладут охлопки льна, зажигают оный и накрывают ее горшком. Если вода заклокочет, то у невестки будет сварливая свекровь; когда огонь погаснет, тогда свекровь будет добрая.

Кольцо, кусок хлеба и пук соломы

Накрывают платком кольцо, кусок хлеба и пук соломы. Девушка, желающая знать свою жизнь, должна сама вынуть какую-нибудь вещь, и что вынет, то непременно сбудется. Вынутое кольцо означает, что жених ее будет щеголь; хлеб — зажиточный муж; солома — бедность. Другие кладут вместо соломы какой-нибудь крючок, и если он вынется, то говорят: «Бедный крючок». Это значит — бедный человек. Иногда толкуют крючок в прямом смысле взяточника.

Перстень, хлеб, щетка и табак

Каждую из этих вещей кладут под отдельную посуду. Угадывающие о качестве жениха не должны видеть, куда какая кладется вещь; но должны подходить к вещи, закрытой посудиной, и брать ее наугад: кому попадется перстень, значит, жених будет щеголь, кому хлеб — богатый; кому щетка, у той будет муж брадобрей, а кому табак, той муж будет табачником. Над последними двумя вещами девушки смеются, называя своих подруг одну брадобрейшей, а другую табачницею.

Кусочки хлеба в окне

Накануне Нового года кладут в дымовое окно черной избы столько кусочков хлеба, сколько гадает девушек. Эти кусочки оставляют лежать во всю ночь. Поутру каждая из девушек смотрит: цел ли замеченный ею кусочек? Если цел, то значит, что она проживет этот год, а если закушен или съеден совсем, то умереть ей в этот же год. Помехою гаданий девушек всегда бывает кошка. Добравшись до кусочков, она съедает их или закусывает, сколько ей угодно, а девицы между тем толкуют. И как нарочно случается, что те девушки, коих кусочки были съедены, живут долее, нежели те, коих остались невредимыми.

Ломание косточки, называемой дуга

При подавании на стол жареной курицы или другой какой-нибудь птицы, девушки берут заднюю часть кости имеющей вид дуги, и ею гадают между собою: кому умереть прежде? Гадающие берутся мизинцем за дугу косточки, и кто переломит скорее, той прежде умереть.

Соломинка

Закрыв глаза, выдергивают ртом из скирды по соломинке и судят о своем счастье. Выдернутая с колосом — явная примета богатой жизни; без колоса — убогая жизнь; две выдернутые вместе — рождении близнецов, если более — то ничего не значит. Гадание не дозволяет девицам иметь более двух близнецов. Можно гадать только до трех раз.

Еще ходят на гумно и дергают колосья из одонья. Выдернутая солома с колосом, означает богатство, а пустая — бедность.
Иные выдергивают колос из одонья зубами. Если выдернулся толстым, то девушка будет жить в полном удовольствии.

Иглы

Девушки не могут гадать иглами. Они должны просить о том или своих нянь, или старух. Намазывают две иглы свежим салом или воском, опускают их острием, а иногда без всякого разбора, в стакан с водою, и замечают: как они тонут. Если пошли скоро на дно и прямо, то исполнение желания; сошлись ли вместе — выход замуж; остановилась ли одна против другой — встретится препятствие; и совсем разошлись — великое для невесты горе: оставаться незамужней. Последнее обстоятельство касается девиц, но для женщин это означает разговор или семейное горе, а для мужчин неуспех в делах.

Бобы

Гадание на бобах известно было у нас еще в XVI веке и строго воспрещалось.

Берут 41 боб и разделяют их, без счета, на три части. Первую часть берут в одну руку, а другую отсчитывают по 4 боба и откладывают в сторону, пока останется в руке три, два и один боб. Этот остаток кладут в первую линию, подле первой части; потом берут третью часть, отсчитывают также, и кладут остаток в первую линию подле третьей части. Потом составляют впереди линию в три порядка, а третью без счета в три порядка. По оставшимся бобам от первой и второй линии, по устроении трех линий, приступают к разгадыванию. Второй порядок первой линии называют головою; третий в той же линии — рукою; второй во второй линии — сердцем; третий, в третьей линии — ногою на поход. Голова предвещает мысль, веселость, быстроту, ученое состояние; рука — богатство; сердце — печаль и радость; ноги на походе — приезд и путешествие, получение посылки и исполнение желания.

Решето

Одни замужние только могут гадать на решете. Ворожеи веют решетом снег, а потом вытряхивают его в лунную ночь. Главное в том, чтобы уметь сдержать решето на указательном пальце, в равновесии, протянув правую руку. На решете гадают более поселяне по деревням, когда случится пропажа или воровство. При держании решета произносят имена людей, подозреваемых в воровстве. При чьем имени оно повернулось, тот изобличается. Точно так поступают при святочном гадание, с тою только разницею, что, при чьем имени решето повернулось, тот не суженый. Если оно повернулось от дрожания руки, или дуновения ветра, то это приписывается действию нечистой силы, и снова начинают гадать.

Кофейная гуща

Кофейницы — ворожеи гадают во всякое время. На святках гадают только по желанию или по просьбе. Сливают кофейную гущу в чашку, накрывают ее блюдечком и опрокидывают вверх дном. Потом, сняв чашку с блюдечка, наливают на него воду погружают ту же чашку на блюдечко, при троекратном произнесении слов: «Верность, дружба и согласие» или, «Что загадано, то сбудется» и рассматривают, какие вышли на чашке знаки.

Изображение человека означает свидание влюбленных; цветы — любовные связи; дерево — разрыв любовников, в семействе раздор, несогласие, и в делах неудача. Виды домов, церквей и башен — выполнение желаний; если же при этом соединилось несколько изображений вместе, наподобие людей, то означает свадьбу; четырехугольные виды предвещают гроб или несчастье. Изображения каких-нибудь животных толкуются различно: собака означает верность и друга; кошка — коварство; лисица — лукавство; волк и медведь — неудачу или препятствие в делах и любви; змея — наговоры от злых людей.

Трудно исчислить значение кофейных знаков: объяснение их зависит от кофейниц. Девицы гадают на кофейной гуще только перед сном.

Четыре карточных короля

Пред сном кладут под подушки четырех королей, и гадают: «Кто мой суженой, кто мой ряженой, тот приснись мне!» Суженый ряженый должен присниться; если же нет, то это приписывают душевному расстройству девушки или другому, постороннему обстоятельству, но во всяком случае, вину слагают на память, и на то, что после сна, не должно было браться за голову. Суженый, явившийся под пиковым королем, означает старика и ревнивого; под трефовым — вдовца; под червонным — молодого и богача, а под бубновым — желанного. Мужчины кладут себе под подушку четырех дам, коих цвет означает тоже самое, что королей, с тою разницею, что если приснится пиковая или трефовая, то зажигают ею трубку. Гадание по королям и дамам, перешло к нам от немцев, в половине XVIII века.

Три прутика из веника

Когда все заснут, тогда гадающая должна встать потихоньку, с постели, и, никому не говоря, что она намерена загадывать, вынуть из веника три прутика, и этими прутиками отмести сор от порога внутрь комнаты, три раза. Потом эти три прутика положить под подушку, лечь и загадать о суженом. Он явится, разбудит милую, обнимет, проведет с нею ночь в сладостном упоении любви. Гадавшая не должна тогда трогать прутиков, иначе суженый скроется1 и ей оставаться тогда вечно в девушках.

Снимание сапога

Мужчина, ложась в постель, с одним сапогом на правой ноге, загадывает о суженой: «Суженая моя, ряженая, приди ко мне и сними с меня сапог». Когда он заснет, тогда его суженая явится и снимает с него сапог.

Обычай разувания — самый древний. Еще предки наши, будучи язычниками, употребляли его. Невеста должна была разувать в первую ночь жениха, который держал в то время плетку в руках. Если она снимала с левой ноги сапог, то жених бил с три раза по спине, в ознаменование власти над женою, которая делалась с того времени рабыней его; если невеста снимала с правой ноги сапог, то положенные в нем деньги она брала себе, жених целовал ее, и потом бил слегка плетью.

Три ангела

Ложась спать, надобно закусить который-нибудь угол подушки, в потом, укрывшись одеялом, загадать о суженом или суженой, говоря: «Один ангел скажет, другой укажет, а третий суженого покажет». Все ангелы слетят и выполнят желание загадывающих.

Бросание монеты в воду

Чашу или таз наполняют водой и потом берут мелкую монету, которая была бы самая тоненькая; подняв монету, довольно высоко, опускают ребром в воду. Брошенная таким образом монета, встретив сопротивление в сосуде, выскакивает из него и падает на землю, и тогда она означает, что о чем было загадано, то сбудется непременно. При бросании монеты должно загадывать о том, что сбудется или не сбудется. Если брошенная ребром монета перевернется и ударится плашмя, то она потонет, и тогда означает, что загаданное не сбудется. Многие так верят этому, что во всякое время прибегают к сему способу загадывания; но такое загадывание преимущественно имеет силу накануне Нового года.

Кольцо в воде

За несколько часов до сна, наливают в стакан воду, опускают туда кольцо и выставляют на мороз. Ложась спать, приносят стакан и смотрят: какие вышли в нем предметы? Замерзшая вода без бугорков означает бездетную жизнь, а сколько покажется бугорков, столько будет сыновей, а сколько ямок, столько дочерей, при этом надевают кольцо на руку, загадывают, и сняв его, передают друг другу: что было загадано, то приснится и сбудется верно. Появившиеся сны утром и пред вставанием не считаются действительными.

Башмаки с золой

Посыпают золой башмаки и ставят их на ночь под кровать. Поутру смотрят: на чьих башмаках больше золы, той девушке предстоит счастливая жизнь.
Еще так: девушка, с завязанными глазами, обсыпает свои башмаки золой и поручает потом кому-либо смотреть за ними, чтобы не думали, что переменяла их. Перемена башмаков показывает перемену в семействе: смерть или болезнь. При надевании башмаков, бывших с золою, замечают: надевала ли девушка вперед на правую ногу, или на левую? Если на правую, то исполнение желания, на левую — неудача. В этот день стараются ничего не предпринимать и ничем не заниматься. Другие девушки кладут свои башмаки, без золы, в корыто, и потом бросают их все вместе, за одним разом: чей башмак прежде упадет, той непременно выйти замуж.

Кудель с пряжею

Расчесывают ночью кудель пряжи на гребне и выставляют ее за окно. Пред сном смотрят, в какую сторону развевается расчесанная кудель, с той стороны явится суженый. Некоторые утверждают: какие волокна на гребне, такие будут волосы у суженого.

Суженый с водою

На ночь едят что-нибудь соленое, и загадывают: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот подаст пить мне». Девушки думают, что когда во сне захочется им пить, тогда будет стоять у постели суженый с водою, и подаст пить им. Девушка не должна пугаться, если суженый и сядет подле нее, и обнимет.

Мостик из прутиков

Делают из прутиков мостик, кладут его на сон под подушку и загадывают: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через мост». Когда все это приснится, тогда сон в руку; но то беда, что девушки скоро забывают сны. Никогда не надобно класть рук под головы.

Квашня

Выносят из избы квашню и ставят ее посреди двора. Если, с завязанными глазами, девушка прямо найдет на квашню, то выйти ей замуж в тот же год; если найдет боком, то под сомнением, чтобы она вышла замуж в тот же год. Беда, когда пройдет мимо, — не выходить ей замуж.
В иных местах ставят квашню посреди дороги. К квашне бегут спиною, и кто попадет в нее, та будет выдана замуж в тот же год.

Литье из разных веществ

Обыкновенное литье — на воск. Оно было в большом употреблении у греков, и известно у них под именем херомантии, предзнаменовавшей доброе и худое. Тоже самое ныне оно значит, и употребляется во всей Европе. Наши предки любили предаваться этому роду удовольствий которое называлось «воскольем»; но церковными постановлениями оно строго воспрещалось, как богопротивное дело.

Лили еще не из одного воску, но из олова, свинца, серебра и золота. Говорят, что прежде лили из золота, будто бы в том предубеждении, что выльется счастие золотое, и в заключении пили воду с золотого блюда. Сохранилась досель поговорка: «С твоего слова, с золотого блюда».

К литью приступают с особым чувством боязни. Его совершают на сон, и в это время считается гадание только действительным. Растапливают белый воск и выливают его на блюдо, чашу, или другой какой-нибудь сосуд с водою, и замечают какие отлились изображения. Представляющие вид дома, означают хозяйство; прочие здания: сарай, гумно, и т.п. — сельскую жизнь; церковь — обручение; яма и пещеры — гроб; деревья и растения имеют особое свое знаменование: склонившаяся деревья, — грусть, а прямые — радость; растенья и Цветы, похожие сколько-нибудь на Божее дерево, тюльпан, розу, незабудку и пр. объясняются по их свойству; развалины какого-нибудь города или дома толкуются всегда в ДУРНУЮ СТОРОНУ: для невесты — обман в суженом, для женщины – несчастье в доме. Истолкованием таких видов занимаются видов занимаются прославленные ворожеи, которые часто упрашиваются невестами говорить в их пользу. Ворожея предсказывает суженой брачный венец, указывая с намерением на кольцо, вылитое из воску. Девушка притворно не верит, ссорится с ворожеею, но на другой день является жених, и дело идет к концу. Предусмотрительный жених подкупает заблаговременно ворожею, и все слаживается в его пользу. Между девушками начинаются неудовольствия, и дело объясняется само собой. Соперницы подговаривают ворожею говорить назло суженой. Случается весьма часто, что подкупленные женихами ворожеи, говорят о них с великой похвалою, выставляя их честными, бескорыстными, благородными, нравственными и точно любящими свою суженую, хотя все знают, что они низкой души, безнравственные и имеют в виду получить от суженой денежки. Но нет ничего смешнее и глупее, когда сама суженая знает о своем женихе, что он действительно человек подлый; что «она» не могла терпеть его прежде: решалась лучше лишить себя жизни, нежели выйти за него замуж; один взгляд его пугал ее прежде, и она в глаза издевалась над ним, — но ворожея сказала, что он суженый ее, а суженого конем не объедешь, — мать подтвердила это, и дело в шляпе. Такое совершают зло ворожеи, но и подобные невесты, вопрошающие о своей судьбе, не заслуживают ни доброго имени, ни сожаления.

Девушки, коим наворожили в пользу, торжествуют, а те, коим наговорили и несчастия и горя, ломают от испуга свои руки и ложатся спать с оханьем. Во сне бредят и рассказывают свои страдания. Но наперекор гаданиям бывает, что охавшая девушка скорее находит себе жениха, нежели та, которой было наворожено в пользу.

Другие нетерпеливые девушки, желая видеть суженого глаз на глаз, гадают восколеем в бане, в полночь. Когда суженая начинает гадать, в то время предстает пред нею суженый, по милости ворожеи, дарит ей кольцо и скрывается. От испугу девица падает в обморок; ее отводят в спальню и укладывают спать. На другой день она рассказывает страшные вещи: кто-то ее целовал, обнимал и нежился с нею; потом кто-то надел ей на руку кольцо. В доме все в ужасе, но спустя несколько дней появляются сваты. Любовь хитра на выдумки.

Девицы, получившие неблагоприятные предзнаменования, прибегают к выливанию стада лебедей. Вечером выливают лебедей и лебедок, по числу гадающих; лебедок окрашивают, а лебедей оставляют белыми. Каждая избирает для себя лебедя и лебедку, пускают плавать в чаше и закрывают полотном. Пред сном идут смотреть, как плавают лебедь и лебедка. Плавают ли они вместе, то означает супружеское согласие; присоединились ли к одной паре другие — будет много детей.

Гадание на олове и свинце также производится, как на воске, но только скрытно от родных и знакомых. Растопленный свинец сливают в холодную воду, и смотрят: на какую сторону отделяются пары, с той стороны явится суженый. Отлитые изображения так же объясняются, как восковые.

Литье из золота и серебра ныне не употребляется; но предание говорит, что встарь расточительные бояре ливали фигуры для гаданий из золота. Князь В. В. Голицьн, наперсник дел царевны Софии, цезарь Ромодановский, бояре Борис Шереметьев, Шеин и другие тешили гостей на святках золотолитьем. Иностранцы с изумлением говорили об их роскоши, особенно у Голицына, который своею блестящею жизнью затмевал многих владетельных князей.

 

Из книги «Полная энциклопедия быта Русского народа»


Комментарии: 3 комментария

  • «…Обыкновенное литье — на воск. Оно было в большом употреблении у греков, и известно у них под именем херомантии,…»

    Не «ХЕромантия» (господи,.. это же надо было так придумать и написать сие слово, прямо на презерватив похоже), а ХИромантия. С греческого; kheir хиро (χεῖρ, ός; рука ) и manteia мантиа (μαντεία, ας; предсказывание).

    Это не гадание на жидком воске а чтение линий на ладонях и в целом изучение руки.

    Корни Хиромантии (под разными названиями), уходят в Индию, Тибет, Китай, Персия, у Шумеров в Южную Месопотамию, Вавилон….

    Гадание на жидком воске тоже не менее древнее, замечено в разных древних культурах, Египет в том числе.

  • Добра1 Как просто — Га(путь) Дать 🙂

  • Очень хорошая статья! О прекрасных людях, благонравных и духовных!

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста