| Источник

Древний остров РуянНa крайнем Севере, если верить русской фольклорной традиции, находится чудесный остров, окруженный водами Моря-океана, а над ним высится Мировая гора. С этим сказочным местом отождествляется часто остров Буян. Для древних славян остров Буян — понятие священное, ведь он представляется как «первая земля», всплывшая среди волн первобытного океана. Здесь же располагается мировая ось и бьет источник вечной жизни.

На острове Буяне, говоря символическим языком, хранятся «семена» всего живого. Тут же сосредоточены могучие силы: весенние грозы, громы, ветры. На буяне живут самые древние существа, птицы и звери, например, змей, всем змеям старший, птица, «всем птицам мати». В центре острова Буяна, под могучим мировым дубом, который соединяет все три мира — мир подземный, земной и небесный, лежит камень Алатырь, т.е. «всем камням камень». Из-под Алатыря-камня бьют родники живой воды — они воскрешают природу, даруют земле урожаи. Под ним берут начало все реки. Он хранит источники всего сущего на земле, нет в мире ничего тверже этого камня. Недаром на протяжении столетий им «запирают» все клятвы и заговоры. Здесь сокрыта сила могучая «и силы той конца нет».

Сказочный остров со всем его достоянием должен был иметь материальное «отражение», и некоторые исследователи сопоставили Буян с земным островом Руян, где по преданиям находилось одно из крупнейших славянских святилищ — Аркона с храмом бога Святовита, покровителя земли и войны.

Остров Руян (по-немецки Рюген) лежит против датского побережья и занимает площадь почти в 1000 кв. км; все его берега изрезаны глубокими и укромными заливами и бухточками, а некоторые топонимы Божий Камень или Святая Гора — удивительным образом напоминают о мифическом камне — Алатырь.

На северной оконечности острова, на небольшом полуострове Витове, были найдены остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек. Именно там и был когда-то выстроен город-крепость Аркона. Он стоял на высоком обрывистом берегу, из которого выступают белые меловые
скалы. Под ним плескалось темно-синее море. По морю проплывали многочисленные купеческие корабли и рыбацкие лодки, ведь мимо острова Руяна шел древний торговый путь из Северного моря в Балтийское. Здесь и сейчас очень оживленное судоходство — идут пассажирские теплоходы, огромные морские паромы, рыбачьи траулеры.

На центральной площади Арконы стояло деревянное капище, окруженное частоколом. Большие ворота вели во двор. Внутри святилища красовался истукан Святовит. По словам датского летописца XII века Саксона Грамматика, идол этот был выше человеческого роста, с четырьмя головами, сидевшими на четырех, отделенных друг от друга шеях, и одним станом. Взоры идола были обращены, таким образом, на все четыре стороны. У его голов были обриты бороды и острижены волосы, по обычаю местных жителей.

В правой руке Святовит держал рог, выложенный разными металлами, который ежегодно наполнялся вином; левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок. Одежда спускалась до колен и плотно с ними соединялась. При истукане лежал огромный меч с ножнами и рукояткой, отделанными серебром и изысканной резьбой, седло, узда и многие другие, посвященные ему предметы. Кроме того, весь храм был украшен рогами разных животных.

Саксон Грамматик утверждает, что на острове было еще три святилища, посвященных богам Руевиту, Поревиту и Поренуту, а кроме Арконы существовало несколько крупных селений, названия которых проступают в сегодняшних городках Рюгена: Поозериц, Густов, Зелин и другие. Эти названия даны венедами — славянскими жителями балтийского побережья. Имя Святовит (или Свантевит) образовано из двух слов: «сван-те» — святой и «вит» — свет. Бог — воитель -для него содержали белого коня с длинной гривой и хвостом, никогда не стриженными. Верховный жрец бога Святовита один только и имел право входить внутрь капища.

После уборки урожая идолу приносили в качестве жертвоприношения пироги и большой круглый пирог из сладкого теста, вышиной в человеческий рост. После торжественного благословения всего руянско-го, или, как еще говорили, райского народа именем Святовита, священное празднество оканчивалось оргией: не съесть всех жертв — пирогов, принесенных Святовиту и не напиться до беспамятства, значило обидеть божество. Как вещатель божественной воли верховный жрец имел необыкновенное влияние на весь ранский народ. Храм славился великолепием и богатством, собранным за годы почитания Святовита, а казна верховного жреца охранялась тремястами воинами.

Северогерманский автор хроники II в. Адам Бременский с уважением пишет о славянах, непосредственных соседях германских племен: «Люди эти чрезвычайно гостеприимны и более всего почитают своих родителей. Среди них никогда не встретишь человека, оставленного в беде или нищете. Если кто-то заболел или ослаб из-за старости, то его берут на попечение. Гостеприимство и забота о престарелых считаются у славян первыми добродетелями», а относительно руян он добавляет: «Ру-яне — очень храброе славянское племя, без решения которого, сообразно с законом, не предпринимаются никакие общественные постановления. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальным».

Долгое время руяне держали под контролем берега Балтики с выгодой для собственной торговли. Датские пираты не раз пытались захватить остров. Но земляную крепость Аркону не могли взять ни отчаянные пираты, ни отважные викинги. Однако в 1043 году датчане уничтожили славянскую морскую базу Энибор (Эмбург). Тогда руяне и пруссы обратились за помощью к норвежскому конунгу Харальду III Суровому, прозванному так за то, что был скор на расправу. Все хорошо помнили, что Харальд еще юношей уехал из Норвегии на Русь, где служил Ярославу Мудрому, а также женился на его дочери Елизавете, о которой сложил стихи «Висы радости». Вернувшись в Норвегию, он вскоре стал единовластно ею править, но претендовал и на Данию. В союзе с нор вежским конунгом решили руяне отомстить зачинщикам всех несчастий на Балтике.

В 1050 году жертвой нападения воинов Харальда Сурового стал датско-фризский город Хедебю, представлявший собой главный складочно-перевалочный пункт товаров Восточной и Западной Европы, известный как «скандинавский Коринф». В 1066 году его разрушение довершили венедские пираты. На какое-то время датская торговля была парализована. Но в 1168 году датскому королю Вальдемару I коварством и хитростью удалось ворваться в ранскую крепость и низвергнуть деревянного бога Святовита в волны синего моря. Падение храма и сожжение Святовита произошло 15 июня, в день Святого Вита, и по воле датского короля Вальдемара I на месте, где стоял идол, был воздвигнут христианский храм Святого Вита.

На протяжении последних веков Руян, ставший Рюгеном, попеременно принадлежал датским, шведским и немецким князьям. На мысе Аркона отчетливо видны остатки гигантских земляных укреплений — древней крепости балтийских славян (венедов). Судя по остаткам хижин и предметов обихода люди, жившие на острове, были искусными рыболовами и охотниками, успешно занимались земледелием и ремеслами.

В недалеком прошлом Рюген стал здравницей Восточной Германии: здесь по живописным берегам с золотистыми пляжами построили санатории и дома отдыха, кемпинги и пионерские лагеря. Кроме того, Рюген — государственный заповедник, где сохранились-многие виды растений и животных, исчезнувшие в других странах Европы. В прибрежных скалах водятся нерпы и гигантские черепахи. В теплых бухтах зимуют лебеди. А в синем небе можно увидеть парящего морского орла.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста