| Источник

Фильм рассказывает о системе чакр человека. По индийской традиции их 7. Подробный рассказ о назначении каждой из чакр на английском языке снабжён русскими субтитрами.

Далее — интересная статья про воздействие голоса на чакры (взято отсюда).

Методика восстановления равновесия в системе чакр при помощи голоса была описана еще три тысячи лет назад в аюрведе — ведической системе врачевания. В большинстве случаев воздействие на чакры сводится к пению мантр, од­нако может включать в себя и отдельные гармонически свя­занные звуки (о системе соответствия гласных звуков и чакр вы сможете прочесть подробнее в следующей главе). В числе прочих на системе гармонически взаимосвязанных тонов ба­зируется и методика Рэндела Маклеллана.

Рэндел Маклеллан, автор книги «Целительная сила му­зыки» (Randall McClellan. The Healing Forces of Music), разработал методику воздействия на чакры при помощи человеческого голоса. Суть ее заключается в следую­щем: человек, желающий восстановить гармонию в соб­ственной системе чакр, поет ряд звуков, гармонически связанных между собой. Эта вокальная техника несколь­ко отличается от обертонального пения, однако в осно­ве ее лежит тот же принцип — принцип гармоническо­го ряда.

«Применение методики, основанной на принципе гар­монического ряда, требует голосового диапазона, по край­ней мере, в две октавы… — пишет доктор Маклеллан. — Если нижний тон этого диапазона принять в качестве вто­рой гармоники, то основным будет тон на октаву ниже его, то есть основной тон здесь выходит за пределы голосового диапазона человека».

В системе доктора Маклеллана с нижней чакрой резо­нирует тон на октаву выше основного. Например, в до-мажоре это нота до. Со второй чакрой резонирует тон на квинту выше предыдущего (в нашем примере — соль); с чакрой пупка — тон, составляющий с основным интервал в две октавы (снова до); с сердечной чакрой — тон выше предыдущего на большую терцию (ми); с горловой чак­рой — тон выше предыдущего на квинту (соль); с чакрой третьего глаза — тон выше предыдущего на малую септи­му (си-бемоль); и, наконец, венечной чакре — нота до, отстоящая от основного тона на три октавы. Таким обра­зом, с семью энергетическими центрами человеческого организма вступают в резонанс ноты, соответствующие семи первым обертонам.

«Выстраивая ряд тонов, призванных воздействовать на чакры, — пишет доктор Маклеллан, — мы взяли за осно­ву принцип гармонического ряда, то есть систему соотно­шений между 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й гармоника­ми. В результате обнаружилось, что природная взаимосвязь между основанием позвоночника, солнечным сплетением и теменем отражена в структуре гармонического ряда, где 2-й, 4-й и 8-й обертоны отделены друг от друга октавами (напомню, что соотношение частот, составляющих интер­вал в одну октаву, — 2:1). Взаимосвязь между второй и шестой чакрами выражена соотношением 3-го и 6-го обер­тонов, которые также отделены друг от друга октавой. Сердечной чакре соответствует пятая гармоника, несущая в себе стабилизирующую силу большой терции. Третьему глазу соответствует 7-й обертон».

К тому времени, как я познакомился с системой док­тора Маклеллана, я и сам уже имел некоторый опыт как в области резонансного воздействия на энергетические центры, так и в обертональном пении. Используя в ка­честве основного тона частоту, резонирующую с моим физическим телом, я установил, что первый обертон резонирует с моей нижней чакрой, второй — со второй чакрой, третий — с чакрой пупка, четвертый — с сер­дечной, пятый — с горловой, шестой — с третьим глазом, а с «венцом» резонирует тон, на три октавы пре­восходящий основной. Овладев техникой создания во­кальных гармоник, вы сможете испробовать это упраж­нение на себе и проверить, подходит ли эта система вашему организму.

Кей Гарднер, музыкант и композитор, автор книги «Зву­ковое исследование внутренних органов» (Kay Gardner. Sounding the inner landscape), также разработала осо­бую систему соответствия между чакрами и гармонически взаимосвязанными тонами. Ссылаясь на Питера Майкла Хэмела (автора работы «Через музыку к внутреннему Я»), Кей утверждает, что рагу Сарасвати (в тональности До-мажор) составляют ноты до, ре, ми, фа-диез, соль, ля и си-бемоль. Эти ноты соответствуют обертонам в преде­лах первых четырех октав гармонического ряда. Кей соот­носит ноту до с нижней чакрой, ре — со второй чакрой, ми — с чакрой пупка, фа-диез — с сердечной чакрой, соль — с горловой, ля — с третьим глазом, а си-бе­моль — с «венцом».

Для резонансного воздействия на чакры Кей применяет основные тоны, а не гармоники. Я, однако, включил опи­сание ее методики в настоящую главу, поскольку в основе также лежит принцип гармонического ряда.

Еще один способ терапевтического применения гармо­ник — резонансное воздействие на мозг. Мне часто при­ходится слышать от людей, занимающихся обертональ-ным пением, что в момент создания вокальных гармоник они ощущают в голове вибрацию, а иногда, закрыв глаза, видят свет. Некоторые из них даже утверждают, что четко чувствуют, как разные гармоники вызывают резо­нанс в различных зонах мозга. Подобные ощущения в процессе обертонального пения переживал и я. Возмож­ность использования вокальных гармоник для стимуля­ции тех или иных участков мозга интересовала меня из­давна. Я узнал о ней в 1984 г. из записанной на пленку лекции Пир Вилаят Хана, посвященной врачеванию при помощи звука.

«Как-то раз, — говорил Пир Вилаят, — я побывал в го­стях у немецкого композитора Штокгаузена. За ужином он продемонстрировал мне свое удивительное искусство обер­тонального пения. Ему удалось пропеть двадцать восемь обертонов, чистых, как звон колокольчика. Господин Шток­гаузен объяснил, что, производя обертон, он сосредоточи­вается на определенной точке в мозгу над верхним нёбом; и чем выше обертон, тем выше расположена соответству­ющая точка.

Мне пришло в голову, что при помощи вокальных гармо­ник можно создавать резонанс в различных областях моз­га — например, в гипофизе. Резонанс немедленно акти­визирует его работу, и гипофиз начнет выделять гормоны. Однако этот процесс необходимо строго контролировать: ведь бессистемное возбуждение гипофиза может нанести организму непоправимый вред. Крайне важно знать, к выработке каких гормонов приведет резонансное воздей­ствие. Будут ли это гормоны роста? Или половые гормо­ны? Или какие-то иные? Таким образом, на деле все ока­зывается гораздо сложнее, чем на словах. Однако моей целью было лишь предложить вам направление научных разработок, которые, хочется верить, уже в следующем десятилетии принесут достойные плоды».

Карлхайнц Штокгаузен — немецкий композитор-аван­гардист, мистик и ясновидящий. Он первым сочинил музыкальное произведение специально для певцов обер­тонов. Этой композиции Штокгаузен дал название «Stimmung», что в переводе с немецкого означает «на­стройка». Его вклад в развитие гармонической музыки трудно переоценить. В числе учеников Штокгаузена были такие мастера обертонального пения, как английская це-лительница-звукотерапевт Джилл Пёрс и швейцарский музыкант и композитор Михаэль Феттер.

В сопроводительной статье к альбому «Stimmung» 1969 г. Штокгаузен писал:

«Композиция Stimmung — ничто иное, как один-един­ственный аккорд, звучащий на протяжении семидесяти пяти минут и за это время не меняющийся ни на полтона. Аккорд составляют одни лишь вокальные гармоники — вторая, третья, четвертая, пятая, седьмая, девятая. Основ­ного тона среди них нет… Певцам потребовалось полгода, чтобы научиться точно выпевать обертоны — девятый, десятый или одиннадцатый, тринадцатый — вплоть до двадцать четвертого… Процесс обертонального пения со­пряжен с удивительными ощущениями: вы отчетливо чув­ствуете, как обертоны порождают вибрацию в разных уча­стках вашего черепа. Если бы вы встретились с певцами по прошествии шести месяцев после всемирной выставки в Осаке, когда они впервые выступили с этой композици­ей, вы бы заметили, как сильно они изменились за это вре­мя».

Штокгаузен подразумевает не только перемены в харак­тере и поведении. У певцов, выступавших с этой компози­цией более сотни раз, заметно изменилась форма черепа. Однако открытым остается вопрос: в чем заключается суть этих перемен? Затронула ли она лишь костную ткань че­репа или охватила и сам мозг? Если резонансное воздей­ствие на мозг путем создания вокальных гармоникдействи-тельно возможно, значит, существует значительно более безопасный способ стимуляции мозга, чем единственный научно признанный на данный момент метод — хирурги­ческое вмешательство, когда через просверленную в че­репе дыру в мозг вставляют электроды.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста