| Источник

Бубен шамана хранит равновесие между мирами

Шаманизм — национальная религия многих регионов Земли, в том числе и якутов. Древней вере удалось пережить советские гонения на религию. В эти атеистические годы якутские шаманы скрывали свои способности. Впрочем оставшиеся ойууны, как их называет местное население, и удэген (шаманы-женщины) вскоре нашли лазейку. Обладая способностями к медицине, они устраивались работать медработниками и ветеринарами. Скрываясь под маской советских медиков, якутские шаманы тайно совершали свои магические ритуалы — камлания.

«Когда традиционная медицина не может помочь человеку, люди идут к шаману, — рассказал корреспонденту Андрей Мартынов, председатель Якутской организации Всероссийского общества «Знание», член Общественной палаты РФ. — Наши бабушки рассказывают, что Петр I, когда был серьезно болен, искал помощи у якутских шаманов. Они говорят, что император не успел доехать до Якутии, поэтому умер».

В Якутии живет и работает заслуженный врач республики Александра Чиркова. Выдающийся хирург и терапевт привыкла работать с последними достижениями европейской медицины. При этом, Александра Константиновна активно использует методы шаманской медицины. По ее словам, современная наука вышла из древних методов исцеления. Шаманы Якутии были искусными психологами, которые использовали визуальную диагностику заболевания.

Шаманы пользуются уважением народа и покровительством местных властей. Но если с главой республики можно всегда связаться по телефону, к некоторым потомственным ойуунам приходится ехать по тундре через всю Якутию.

В Татинский улус рискнет поехать далеко не каждый. Добираться надо полтора часа на катере по реке Лене, а потом семь часов на машине. Это много даже для Якутии. К тому же неизвестно, доберешься ли. По дороге туда автомобили часто ломаются и переворачиваются.

Местные жители говорят, что это дело рук умерших великих шаманов, живших когда-то на этой земле. Их души служат хранителями дорог к жилищам ойуунов, охраняя их от постороннего взора. Если кому-то удается попасть к ойууну, значит, этот человек ехал с чистым сердцем и искренними намерениями, в том числе с сильным желанием излечиться.

Якутские шаманы лечат с помощью бубнов. Когда ойуун камлает над больным, считается, что он разговаривает с духом болезни. При лечебном камлании бубен должен звучать тихо и размеренно, иначе пациент начнет нервничать. Целительной силе бубна есть другое объяснение. Вибрация бубна улучшает работу сердечно-сосудистой системы, а это хорошо влияет на состояние других органов тела. В зависимости от того, нужно ли ускорить или замедлить работу сердца пациента, шаман ускоряет или замедляет удары бубна.

Ритуальный инструмент шамана обязательно должен быть «живым», то есть многократно испытанным в разговоре с духами. Если «живого бубна» нет, а камлать нужно, то шаманы иногда используют хомус, или варган. Хомус влияет на силовые центры нервной системы и снимает нервное напряжение.

Почти все российские шаманы называют главной причиной болезней людей упадок духовности. «Люди перестали верить, стали много болеть. Болезни — это порождение злых духов. Человек много плохого думает, мыслями болезни к себе притягивает и потом страдает», — рассказал информагентству «Тайга. Инфо» бурятский шаман Тюргэн Кам.

В современной Якутии и за ее пределами известно имя Владимира Кондакова. Он считается «белым шаманом». Кондаков был по образованию врачом, доктором медицины. Шаманство Кондакова заключалось в лечении людей.

Будучи много лет верховным ойууном Якутии, он считал, что человек и природа всегда находились в единстве. Природа — это все «мировое древо», или Аал Кудук Маас, которое состоит из трех миров. Люди были посланы в серединный мир духами, жителями верхнего мира.

Привыкнув к беззаботной жизни, человек обленился и был «сослан» в срединный мир. Чтобы он не забыл связь с прародиной, духи наделили его «материнской душой» или Ийэ-Кутом. Кроме Ийэ-Кута, у людей есть Буор-Кут, или «земляная душа». Третий кут связывает человека с космосом. Вместе три кута образуют сур. Российский исследователь шаманизма Николай Алексеев определяет сур как биоэнергию, исходящую от человека, олицетворяющую его волю и психику.

Если какой-то из трех кутов деформирован, то страдает весь организм. Человек начинает болеть. Камлание шамана помогает человеку в восстановлении душевной гармонии.

Якутский шаман Михаил Чашкин видит причину болезней современных людей так: «Сейчас много алкоголизма, повышенного давления. Болезни зависят от состава крови. Он испортился из-за того, что изменились климат, пища, одежда, люди стали пить, курить. От природы человек отошел».

Уже упоминавшийся Владимир Кондаков как-то сказал журналистам: «Думаете, мир на добре держится? Нет, на равновесии добра и зла. А сейчас зло преобладает, и дело не в том, что Бог злой или слабый. Зло — в людях. Я обряды провожу, чтобы природа стояла». Якуты верят в то, что бубен ойууна хранит равновесие между мирами, а в этом равновесии и есть залог здоровья людей.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста