| Источник

По легенде, этот город выстроили гиганты

«Ангкор – столичный район Кхмерской империи IX-XV веков, где сохранились Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом – выдающиеся памятники искусства кхмеров, вошедшие в список Всемирного наследия ЮНЕСКО… Размеры комплекса поражают воображение: 24 километра с запада на восток и 8 – с севера на юг. Он расположен на берегу озера Тонлесап приблизительно в 240 километрах к северо-
западу от столицы Камбоджи – Пномпеня».

Потерянный город

В Камбодже несколько столетий существовали легенды о затерянном в джунглях большом древнем городе.
Первым из европейцев его сумел найти еще в 1601 году испанский миссионер Марсело Рибандейро. Однако в то время находка никого не заинтересовала. Вторично его открыл в середине XIX века французский естествоиспытатель и путешественник Анри Муо.

Путешествуя по отдаленным областям Кампучии, Муо не раз слышал легенды о «потерянном городе», в котором живет лишь горстка монахов. Эти истории, вполне типичные для восточных стран, первоначально не привлекали его внимания. Но порой охотники, рыбаки или крестьяне из деревень, расположенных на берегах озера Тонлесап, говорили, что сами видели этот таинственный город, и даже называли его точное местоположение. Когда же путешественнику об этом рассказал и некий заброшенный судьбой в эти края миссионер, то Муо пожелал увидеть легендарный «потерянный город» собственными глазами.

Вместе они отправились в путь на лодке, затем долго шли пешком через тропический лес по узенькой тропинке, и в один из дней января 1860 года француз, раздвинув заросли кустов, остолбенел от удивления. Перед ним предстал город, который мы теперь знаем под именем Ангкор. Исполинские храмы возвышались над самыми высокими деревьями, и даже обвивавшие их лианы не могли скрыть величавого благородства башен. Обширные террасы были покрыты чудесными барельефами, и статуи танцующих женщин выглядывали из заполненных листвой и сором ниш.

Под пеленой легенд

Пробыв в Ангкоре три недели, Анри Муо не увидел и десятой части города, ведь пробираться по заросшим улицам и площадям было подчас невозможно. Но и увиденного было достаточно для того, чтобы потрясти воображение путешественника. Перед отъездом он долго выспрашивал у жителей ближайшей деревушки, знавших о городе в джунглях:

– Кто построил его? Почему люди ушли из города? Когда это случилось?

Но крестьяне отвечали только:

– Город – дело рук царя ангелов Пра-Юна.

– Этот город построен гигантами, которые когда-то жили в наших краях.

– Этот город сам построился, потому что людям это не под силу.

Годом позже, во время своей четвертой экспедиции в соседний Лаос, путешественник заболел малярией и умер.
Но он успел написать книгу, в которой рассказал о «потерянном городе».

Помимо крестьянских догадок о происхождении Ангкора, существовала и еще одна романтичная легенда. Был в незапамятные времена у царя Камбоджи сын по имени Преа Кет Меалеа. Слава о его уме и красоте перешла границы государства и однажды достигла ушей бога-громовержца Индры. Заинтересовавшись, бог решил познакомиться с принцем и пригласил его к себе в гости.

Дворец Индры так понравился юноше, что он решил остаться в нем навсегда.

Но танцовщицы, услаждавшие взоры громовержца, вдруг воспылали любовью к Преа. Поразмыслив, Индра, чтобы восстановить порядок на небесах, отправил принца обратно на землю.

Однако за то время, что Преа провел в небесном дворце, бог успел привязаться к нему, и чтобы смягчить горечь расставания, Индра построил на земле дворец – точную копию своего. Так появился Ангкор-Ват.

Цари-основатели

Так выглядит храмовый комплекс со спутника

Но и это всего лишь легенда. В реальности же возникновение Ангкора связано с периодом правления царя Джаявармана II (802-850-й или 770-835 годы). Основатель Кхмерской империи, иначе – Камбуджадеши, когда-то занимавшей территорию современных Кампучии, Лаоса, Таиланда и части Вьетнама, начинал как правитель незначительного княжества.
Захватив земли одного из соседей, Джаяварман II основал новую столицу неподалеку от того места, где позже был построен Ангкор. Район этот привлек князя своим выгодным стратегическим положением. Несколько лет он начинал оттуда свои военные походы, но затем разочаровался в выбранном для столицы месте. Он переехал на несколько километров в сторону, но и это место не пришлось Джаяварману II по вкусу. Всего Джаяварман II построил для своего государства четыре столицы: Индрапуру, Харихаралайю, Амарендрапуру и Махендрапуру.

Один из его наследников – Яшоварман I (период правления: 889-910 или 889-917 годы) – уделял много внимания обожествлению царской власти.

Это можно было сделать, только заручившись абсолютной поддержкой жрецов. Для этого царь основал десятки монастырей, построил храмы различных религиозных направлений и, наконец, начал возводить новую столицу, которая была бы достойна живого бога. Столице дали имя Яшодхарапура.

Именно она ныне известна под именем Ангкор, что в переводе с кхмерского означает «город Яшода», «Святой (главный) город».
Кхмеры прорыли множество каналов, выкопали большие водохранилища, проложили к городу широкие мощеные дороги. Со всех сторон он был обнесен валом и занимал площадь 16 квадратных километров. В самом центре города, там, где сходятся все дороги, был построен храм Пхном Бакхенг. Вельможи старались не отставать от царей, и через несколько десятилетий все холмы вокруг города были увенчаны принадлежащими знати храмами. Строительство продолжалось даже в период междоусобиц, последовавший за смертью Яшовармана I. Именно в это время был сооружен небольшой, но считающийся шедевром архитектуры храм Шивы Бантей Шри. Но самые грандиозные храмы Ангкора были построены еще через сотню лет, в период наивысшего расцвета империи.

Расцвет и упадок

Один из чудесных барельефов, покрывающих стены Ангкора

В 1113 году на престол вступил еще юный, но уже носивший в себе жажду царского величия Сурьяварман II. Победив в междоусобице других претендентов на престол, он раздал большие дары церкви, затем собрал армию и направился покорять соседние страны.
Но те покоряться не пожелали. Армия, направленная в северный Вьетнам, потерпела жестокое поражение. Флот из семисот кораблей, посланный туда годом позже, тоже был вынужден вернуться ни с чем. Тогда царь заключил союз с государством Тьямпа, расположенным на территории центрального и южного Вьетнама. Однако в решающей битве с северянами тьямы перешли на сторону врага, и Сурьяварман II был вынужден бежать. Карательный поход против изменников-тьямов тоже оказался неудачным. И тогда царь Камбуджадеши переключился на внутренние дела империи.

Укрепляя культ царя-бога, он распорядился построить Ангкор-Ват – самое большое культовое сооружение в мире. Не удивляйтесь, Ангкор-Ват крупнее любого европейского собора, мусульманской мечети или буддийского дацана. Его площадь достигает 200 гектаров, а высота центрального святилища – 65 метров. Башни храма когда-то были покрыты золотом, а по периметру он и поныне окружен рвом шириной 190 метров.

Преемники Сурьявармана II продолжили традиции возведения гигантских сооружений. В итоге деревни обезлюдели: кто ушел в солдаты, кто работал на строительстве. Началась череда крестьянских бунтов. И в этих условиях Тьямпа пошла войной на империю, которая и рухнула под ударами южных вьетнамцев.

На какое-то время былое могущество ей вернул Джаяварман VII. В 1178 году он разгромил войско тьямов. В 1181 году Джаяварман VII короновался, став первым буддистом на троне.

Культ Шивы в стране сменился на культ Будды. Джаяварман VII сооружал новые каналы, строил дороги и укреплял границы. Надписи говорят, что он построил 100 больниц. При нем был восстановлен и обнесен могучей стеной разрушенный врагами Ангкор. Ныне эта часть города известна как Ангкор-Тхом. Его стена, квадратная в плане, имеет длину 30 километров при толщине восемь метров.
Вокруг стены расположен стометровой ширины ров, воды которого в прежние времена кишели крокодилами – это был первый ряд обороны Ангкор-Тхома, который по площади превосходил любой город средневековой Европы. А в центре его высился храм Байон, поражавший своей сложностью, мрачностью и громоздкостью.

Джаяварман VII прожил долго и умер в возрасте 90 лет. Он оставил наследникам обширную и могучую империю.
С каждым следующим властителем империя ветшала, пока в XV столетии не пала под ударами сиамцев. Разграбленный город постепенно обезлюдел и зарос лианами, превратившись в красивую легенду. Но в конце ХХ века храмовый комплекс, насчитывающий порядка 200 культовых сооружений, вновь стали возвращать к жизни. Там начались масштабные реставрационные работы.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста