| Источник
Сергей Соломко. «Василиса Микулична». 1911 год

Сергей Соломко. «Василиса Микулична». 1911 год

Амазонок, женщин-воинов, в прежние времена можно было встретить едва ли не на всех континентах. Так, испанские конкистадоры столкнулись с ними в Южной Америке, и самая полноводная река мира получила свое название именно в память о той встрече. Однако по-прежнему актуальным остается вопрос о родине тех амазонок, о которых писали древние греки.

Странные одеяния чувашек и туркменок

Работа французского историка Альфреда Рамбо (1842-1905 годы) «Живописная история древней и новой России», в той части, где он рассказывает о соседях восточных славян, содержит любопытный рассказ: «Все странно в этих древних народах: одежда, точно заимствованная у допотопной моды; нравы и суеверия, хранящие след первобытных религий, существовавших ранее известного язычества; язык, иногда столь первобытный, что у чувашей, например, нет и тысячи коренных, незаимствованных слов. Чувашки и черемиски носят на груди две бляшки в виде кирасы и украшают их серебряными монетами, которые переходят из рода в род; нумизмат сделал бы чудесные открытия в этих наследственных монетах. Они завертывают ноги в кусок черного сукна и опутывают их веревкой; считают за стыд показать ноги, как стыдятся татарки показать лицо. Чувашки носят остроконечную шапочку, похожую на турецкую феску, закрывают, как боевой конь, поясницу медными и металлическими доспехами, накидывают на плечи по праздникам жесткий четырехугольный плащ». Нетрудно заметить, что праздничный костюм чувашек во многом напоминает боевые доспехи времен Античности или раннего Средневековья.

Похожий праздничный костюм за две тысячи километров от Чувашии носят женщины Туркмении. Там его используют прежде всего как танцевальный. Когда танцовщица делает плавные и размеренные движения, покрывающие ее костюм металлические пластинки издают нежный, мелодичный звон. Некоторые специалисты считают, что такой костюм изначально был создан для танцев и металлические пластинки нашивались только для звукового сопровождения. Однако существует мнение, что в стародавние времена туркменские женщины участвовали в боевых действиях, сражаясь в одном строю со своими мужьями. С принятием ислама эта традиция была изжита, и боевые доспехи постепенно превратились в танцевальный наряд.
Во времена походов Александра Македонского к югу от Аральского моря, которое тогда звалось Оксианским озером, находилось государство Хорасмия со столицей в одноименном городе. «В это же время, – пишет древнеримский историк Арриан в своем труде “Поход Александра”, – пришел к Александру и Фарасман, царь хорасмиев, с конницей в полторы тысячи человек. Фарасман рассказал, что он живет по соседству с племенем колхов и амазонками, и вызвался, если Александр пожелает, ударив на колхов и амазонок, покорить заодно и племена, живущие у Эвксинского (Черного) моря, быть ему проводником и заготовить все необходимое для войска». Подобный удар, будь он воплощен в реальность, в любом случае пришелся бы на территорию близ берегов Каспийского моря и современной Туркмении.

Девицы-богатырицы

Тухья – девичий головной убор закамских чувашей. ХVIII-XIX века

Тухья – девичий головной убор закамских чувашей. ХVIII-XIX века

Среди жителей Восточно-Европейской (Русской) равнины отец истории Геродот упоминает сарматов – по мнению большинства современных историков, ираноязычное племя. Он писал, что произошли сарматы от скифов и амазонок. У этих племен бытовали весьма странные, а то и откровенно дикие традиции.
По крайней мере, у некоторых из них женщина не считалась достигшей совершеннолетия, пока не убьет врага и не закрепит его отрубленную голову у седла своей лошади. В отличие от соседних народов, сарматские, а позднее и савроматские женщины пользовались изрядной свободой и носили достаточно откровенные одежды. Многие историки считают, что для сарматов долгое время были характерны черты матриархата. Жили эти племена к северу от Кавказских гор и Черного и Каспийского морей.
Когда в XIX веке шла Кавказская война, то она ознаменовалась не только жестокими боевыми столкновениями, но и соприкосновением двух культур: современной русской и архаичной, полуязыческой северокавказской. Уже тогда обращали на себя внимание сохранившиеся у некоторых северокавказских народов древние традиции, когда женщины и мужчины жили отдельными общинами и встречались только в определенное время года для зачатия детей.
Можно вспомнить и полулегендарную – то ли русскую, то ли мордовскую – княгиню Бориславну, жившую в районе Самарской Луки в эпоху раннего Средневековья. На всю округу она была знаменита своей силой и воинственностью. На той же Самарской Луке и поныне живы легенды об усольках – местных бесстрашных амазонках, контролировавших соляное месторождение в районе нынешнего села Усолье. В целом же в русских легендах упоминаются «девицы-богатырицы», носившие название «семиглазки», а также «поляницы». Главные былинные поляницы – это две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Силой и находчивостью отличается также Василиса Микулична – жена незадачливого Ставра. Смелостью все три не уступают мужчинам-богатырям, им не занимать умения метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою. Василиса Микулична с честью выдерживает испытание в меткости и силе, при этом князь Владимир до последнего отказывается верить, что перед ним женщина, признавая ее молодцем Василием Микуличем.
Вероятнее всего, слово «поляница» – однокоренное со словами «поляковать», «поле». В Древней Руси, когда кому-то «присуждали поле», значило, что ему предстоит поединок, состязание. Писатель и исследователь Дмитрий Михайлович Балашов отмечает, что поляницы из русских былин напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. Эта теория объясняет, почему Дунай и Добрыня сначала агрессивно реагируют на появление своих будущих жен, вступая с ними в поединок. А как еще надо было встречать иноземного всадника?
Впрочем, в былинах говорится, что все три «девицы-богатырицы» из Ляхии, то есть из Польши. Там и поныне есть город Поляница-Здруй. Впрочем, отметим, что античные авторы порой называли все праславянские земли Сарматией или Скифией.

Следы из допотопного мира?

Чуваши и мордва. Саратовская губерния. Последняя треть ХIХ века

Чуваши и мордва. Саратовская губерния. Последняя треть ХIХ века

Вновь углубляясь в древность, отметим, что в Древнем Египте некоторое время существовала закрытая женская жреческая каста, пользовавшаяся весьма дурной репутацией из-за свойственных принадлежащих к ней особам жестокости и развратности. Египет, особенно во времена Древнего царства, отнюдь не замыкался в пределах Нижнего Нила, как это порой принято считать. Сферы влияния Древнего Египта простирались до глубинных районов Сахары, о чем убедительно свидетельствуют фрески Тассили в Алжире, а на севере – до Москвы и Перми, где археологи неоднократно находили скарабеев, древнеегипетское платежное средство в виде жуков. Под власть Египта попадали и земли, населенные амазонками. Именно там египтяне могли нанять на службу воительниц, которые со временем могли составить основу жреческой касты.
В арриановском «Походе Александра», помимо истории с Фарасманом, встречается еще одно упоминание об амазонках. «Рассказывают, – пишет древнеримский историк, – что Атропат, сатрап Мидии, привел к нему сотню женщин; это были, по его словам, амазонки. Одеты они были как мужчины-всадники, только вместо копий держали секиры и легонькие щиты вместо тяжелых. Говорят, что правая грудь у них меньше; во время битвы она наружу. Александр велел убрать их из войска, чтобы македонцы или варвары не придумали чего в издевку над ними, но велел передать их царице, что он сам придет к ней, так как желает иметь от нее детей». И далее, после критики этой не совсем, по его мнению, правдоподобной информации: «Известен рассказ о том, что к ним [амазонкам] послан был Геракл, который привез в Элладу пояс царицы их Ипполиты, что афиняне под предводительством Тезея первыми одержали победу над этими женщинами, пришедшими в Европу, и отбросили их назад. Битва между афинянами и амазонками изображена Миконом наравне с битвой между афинянами и персами. Геродот часто рассказывает о них, и те, кто произносил похвальное слово афинянам, павшим на войне, упоминали, как об одном из важнейших событий, о сражении афинян с амазонками».
Отметим еще одно любопытное обстоятельство. Говоря о «допотопной моде», Альфред Рамбо вполне мог попасть в самую точку. Дело в том, что ряд средневековых авторов, отталкиваясь, в свою очередь, от произведений античных, называли амазонок в числе противников атлантов в ходе их завоевательного похода против Восточного Средиземноморья и Европы. Атлантам противостояли главным образом Древний Египет и некий народ, живший на территории Греции, а также… амазонки. Чем закончился тот злополучный поход, хорошо известно из произведений Платона. Боги разгневались, Атлантида погибла, на Землю обрушился великий потоп, и только через две-три тысячи лет человечество вновь начало возрождаться. Так что, вполне возможно, праистория государства амазонок уходит в допотопный мир, загадочный и совершенно нам неизвестный.

 

Валдис ПЕЙПИНЬШ


Комментарии: (1)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста