| Источник

О чем рассказали алебастровые артефакты из гробницы Тутанхамона

Сокровища гробницы Тутанхамона… В обывательском представлении это драгоценная погребальная маска, груды золота и драгоценных каменьев. В общем, несметные богатства. Стереотип сказочной пещеры Аладдина недалек от истины. Британский археолог Говард Картер, обнаруживший в 1922 году гробницу юного владыки Египта, был поражен теми сокровищами, которые вместе с фараоном отправились в загробный мир. Но среди тысяч и тысяч драгоценных предметов затесалось несколько десятков поделок из неброского алебастра. Почему правителям Египта они были так дороги?

Отечественные исследователи утверждают, что эти предметы несут символику, которая позволяет проникнуть в сокровенную суть древнеегипетских представлений о мировоззрении. Алебастровые статуэтки — ключ к эпохе Амарны, одного из самых загадочных периодов в истории Нового царства.

Наследие предков

 

Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода Фото: googleusercontent.com

Ваза для благовоний и барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона, сделанные из алебастра, характерны для искусства Амарнского периода Фото: googleusercontent.com

Научная литература о гробнице Тутанхамона до недавнего времени базировалась на анализе лишь пятой части найденных в ней вещей. Большинство артефактов, в том числе и поделки из алебастра, стали доступны для изучения лишь в 2008 году после публикации всех материалов архива Картера. Тогда-то российские египтологи и обратили внимание на необычные предметы. Перечислим лишь некоторые из них. Так, в гробнице находились два необычных светильника: один сделан в форме трех лепестков лотоса, а на другой нанесены полупрозрачные изображения царя и царицы, которые проявляются, только когда светильник возжигают. Обращают на себя внимание вазы, поражающие причудливостью форм и совершенством пропорций. Любопытны многочисленные фигурки ушебти, изображающие людей. Из алебастра выполнены также барка, украшенная головами козерогов, и ковчег для каноп — сосудов, в которых хранились внутренние органы погребенного фараона.

Каждая из вещей, сопровождавшая фараона в последний путь, по определению должна была иметь строгое функциональное назначение. Древние египтяне всему придавали особый смысл, а уж погребальным обрядам в особенности. «Так, например, фигурки ушебти, — предполагает один из исследователей, аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Олег Звонков, — клали в усыпальницу для того, чтобы на том свете они обслуживали владыку и всячески оберегали его от физического труда». Что касается барки, то мнения о ее предназначении пока расходятся. По одной из версий ее внесли в усыпальницу, чтобы и в загробной жизни фараон мог путешествовать с комфортом. Согласно другой версии ключевым здесь является изображение козерога — символа мужской силы.

«Далеко не все вещи из алебастра, присутствующие в гробнице, — говорит Олег Звонков, — были сделаны при Тутанхамоне, в довольно непродолжительный период его правления». По всей вероятности, эти предметы — дело рук мастеров эпохи Амарны, получившей название по имени поселения, расположенного в 300 километров к югу от Каира. Именно там предшественник Тутанхамона на египетском престоле, легендарный Эхнатон, воздвиг новую столицу — Ахетатон. Для знаменитого фараона-отступника, чьи годы правления пришлись на середину XIV века до нашей эры, алебастр мог играть некую сакральную роль. Но какую именно? Чтобы понять это, нам пришлось углубиться в древние хроники.

Царь-солнце

Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона Фото: SEUX Paule (hemis.fr AFP)

Барка с головами козерогов из гробницы Тутанхамона Фото: SEUX Paule (hemis.fr AFP)

Сама по себе эпоха Амарны была парадоксальной. А все из-за личности Эхнатона. «Он был деспотом, но в то же время гением, — считает заместитель заведующего кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ египтолог Ольга Томашевич. — Я бы даже назвала его одной из самых неординарных личностей за историю не только Древнего Египта, но и всех народов. Он царствовал меньше двух десятков лет и за этот период поставил Египет на дыбы».

Эхнатон не побоялся порвать с традиционным фиванским жречеством, влияние которого на египетское общество было очень велико. Мало того, он повелел разрушить храмы почти всех египетских богов. «К моменту правления Эхнатона Египет уже почти полторы тысячи лет существовал как государство, — говорит Ольга Томашевич. — Если до этого вопросов, почему царь является богом, ни у кого не возникало, то с момента прихода к власти Эхнатона эти сомнения все больше крепли — народ стал роптать на голод и болезни. Эхнатон делал все возможное, чтобы развеять сомнения в своей богоизбранности». И первым делом затеял религиозную реформу, предполагавшую отказ от поклонения всем богам, кроме одного — бога солнца Атона. «Реформа эта была очень сложной и теологически накрученной, — объясняет Ольга Томашевич, — но если максимально ее упростить, суть сводится к тому, что на свете есть два владыки — бог Атон и его сын Эхнатон». Эта эпоха не могла не найти своего отражения и в древнеегипетском искусстве. В канонической традиции богоподобных фараонов изображали физически совершенными, без малейших изъянов. Здоровье правителя свидетельствовало о здоровье и силе общества, им возглавляемого. В то же время истинным в Древнем Египте считался тот фараон, который следовал принципу Маат — принципу правды, истины, всеобщей космической гармонии. Эхнатон был буквально одержим этим принципом, а следовательно, вступал в противоречие с самим собой. С одной стороны, он бог, с другой — стремился продемонстрировать свою человеческую, а не сверхчеловеческую сущность. От работ придворных мастеров теперь требовалась предельная правдоподобность, которая сопровождалась бы обилием деталей. Для этого нужен был подходящий материал.

«Эпоха Древнего царства была основательной, мощной, поэтому в искусстве использовались прочные камни, — говорит Олег Звонков, — а при Эхнатоне потребовалось что-то более тонкое и удобное в резьбе, что позволяло бы выразить специфические детали». Алебастр древнеегипетскими мастерами применялся и до правления Эхнатона, но именно при нем стал наиболее востребованным поделочным материалом. Одно из месторождений минерала располагалось в 15 милях от воздвигнутого фараоном города Ахетатона, и вряд ли это можно считать случайным совпадением.

Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям Фото: Tibor Bognar (Photononstop AFP)

Погребальная маска Тутанхамона, который знаменит лишь благодаря своей гробнице, а не своим деяниям Фото: Tibor Bognar (Photononstop AFP)

Исследователи Древнего Египта практически не сомневаются, что алебастр помимо удобства в обращении с ним нес в себе еще и сакральный смысл. «Существует несколько версий, — объясняет Олег Звонков. — По одной из них само название алебастра происходит от имени богини-кошки Баст. Но мне кажется, что восприятие алебастра как сакрального материала пошло во многом и от внутреннего чувствования. Ведь он пропускает солнечный свет, а солнце играло основополагающую роль в египетской теологии». Возможно, окружая себя предметами из алебастра, удивительным образом способного пропускать и в то же время сохранять в себе солнечный свет, фараон подчеркивал свою близость к богу солнца — Атону.

Увы, ни следование принципу Маат, ни символ солнца не уберегли Эхнатона от внезапной смерти и последующего развенчания его культа. А что же Тутанхамон? До находки Картера да и после нее в научной среде он, говоря современным языком, не котировался. Править страной стал в возрасте 10 лет и все 9 лет царствования находился под сторонним влиянием — сначала легендарной красавицы Нефертити, а потом пожилого царедворца Эйе. Как заметил сам Картер, главной заслугой фараона стало то, что он умер и был погребен с почестями. Если бы не он, необычные алебастровые предметы могли не дойти до наших дней и не раскрыть еще одну маленькую тайну великой цивилизации.

Анастасия Резниченко

Мнения
Ольга Дюжева, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина:

— Алебастр египтяне использовали с самого древнего времени, но мне, например, неизвестно о том, чтобы этому минералу придавалось особое значение. Просто материал прочный, долговечный, а для египтян это считалось важным, поскольку предметы, положенные в гробницу, должны были храниться веками и тысячелетиями. В этом смысле алебастр гораздо надежнее, чем, скажем, керамика. Я сомневаюсь, что он получил широкое распространение именно в эпоху Амарны. Да, изысканность форм характерна для искусства Нового царства, но она возникла до Амарны — при Аменхотепе III.

Михаил Чегодаев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения РАН:

— С алебастром египтяне виртуозно управлялись еще с додинастических времен. Его очень легко обрабатывать, он мягче гранита и позволяет делать тонкие полупрозрачные вещи. Например, дивные сосуды были найдены в пирамиде Джосера в Саккаре. Один из них, кстати, хранится в нашем Пушкинском музее. Для искусства эпохи Амарны характерна плавность линий. И, например, фигурка девушки, сидящей в барке из гробницы Тутанхамона, выполнена в стиле амарнской малой пластики. Но я бы не стал категорически заявлять о том, что именно такие формы сосудов характерны для амарнского периода. Вообще предметы из алебастра чаще предназначались для быта. Даже по предметам из гробницы Тутанхамона видно, что их использовали в быту, а не в ритуальной практике. Поэтому я сомневаюсь в сакральной роли алебастра.

Иван Богданов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института восточных рукописей РАН:

— Алебастр в эпоху Древнего царства служил для облицовки некоторых пирамид и других зданий, в эпоху Среднего и Нового царств из него возводились часовни, во все времена делались статуи, саркофаги. Алебастровые вазы использовались как важная ритуальная утварь в Египте с древнейших времен. Но о каком-либо особом культовом значении алебастра в Амарнское время, в частности о его связи с солнечным культом, тексты ничего не сообщают.


Комментарии: (0)

Оставить комментарий

Представьтесь, пожалуйста